Previous Page  6 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 14 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

6

Гуманитарный вестник

# 3·2016

Особое внимание следует уделять проблеме рациональности.

Словари дают неоднозначные характеристики понятия рационально-

сти: рациональность рассматривается как целесообразность, умопости-

гаемость универсального в бытии, целостность опыта, мотивационный

выбор, единство ценностей и норм поведения и пр. Дефиниции свиде-

тельствуют, что рациональность зависит от социальной, культурной

и интеллектуальной среды. Французский теоретик Г. Башляр ввел

понятие «тонус рациональности» [6, с. 340]. Существует проблема

изучения структуры «повседневной рациональности» и ее значения в

жизни людей [7, с. 53]. Рациональность исторична. Она претерпевает

изменения, так же как и «типы ментальности». Башляр характеризует

их в качестве «становящегося научного духа» [6, с. 343]. Изучение и

понимание особенностей типов рациональности, ментальности, ду-

ховности весьма актуально, поскольку мир все чаще демонстрирует

«бездуховность, бесчеловечность», для чего требуется специальное

исследование [8].

Понимание особенностей и типов рациональности делает парт-

нерство в образовательной сфере эффективным, обеспечивает ответ-

ственность за мировоззренческие, гносеологические, этические по-

следствия образовательной деятельности, закрепляет инновационные

подходы и эвристические схемы деятельности. Существует множе-

ство образовательных моделей, автор — сторонник модели социаль-

ного партнерства в обучении. Только в осмысленном процессе ком-

муникации на лекционных и семинарских занятиях, в общении во

внеаудиторное время возможно не только достичь понимания и

оценки происходящих социокультурных процессов, но выработать

мировоззренческую и целевую модель будущего как некоего «долж-

ного» бытия мира и персонального функционирования обучающегося

в ближайшей жизненной перспективе. Будущий инженер-

конструктор, программист должен понимать, что техническая рацио-

нальность, развиваемая в процессе обучения, имеет социопроектную

направленность. В структуру рациональности включаются инженер-

но-технические и технологические знания, способы расчета и проекти-

рования (моделирования), организация, управление, экономическая

оптимизация процессов, вплоть до внедрения проектов в производ-

ственную серию на базе новейших технологий. Модель будущего бытия

в общих чертах как некий инвариант должна быть одобрена всеми

участниками коммуникации и сможет впоследствии ориентировать

деятельность субъекта на достижение этой модели в рамках сложив-

шейся культуры, и здесь не обойтись без гуманитарных, философ-

ских знаний.

Преподаватель, обладая обширными знаниями и более высоким

уровнем образования в целом, в процессе общения способен добить-