Background Image
Previous Page  9 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 13 Next Page
Page Background

Структура и содержание профессиональной компетенции преподавателя…

9

шение этих профессиональных задач обеспечивает развитие творче-

ского потенциала преподавателя, его способности к педагогическим

инновациям.

Таким образом, результаты анализа составляющих ПКК препода-

вателя русского языка в техническом вузе позволяют выстроить ее

разветвленную содержательную структуру, в которой каждый базо-

вый компонент включает универсальные и специальные (обуслов-

ленные направлением и этапом подготовки, лингвокогнитивными

или иными особенностями обучающихся) типологические разновид-

ности.

В составе ЗНАНИЙ выделяются компетенции:

универсальные

— в области стратегической теории [4–7], психо-

лингвистики, теории речевой коммуникации и межкультурного взаи-

модействия; общей и частных методик обучения русскому языку (как

родному/неродному/иностранному [1–3]), педагогической риторики;

возможностей ИКТ в оптимизации лингвообразования [13, 14];

специальные

— в области терминологии определенной отрасли

науки и технологий, конструктивно-языковых особенностей общения

специалистов, базовых ОК и ПК в сферах их профессиональной дея-

тельности [3, 10].

В составе УМЕНИЙ выделяются компетенции:

универсальные

— в области отбора и использования адекватного

педагогического инструментария для эффективного обучения разно-

типных категорий учащихся культуре речевого общения [2, 8, 9, 12];

в области использования ИКТ в сочетании с традиционными сред-

ствами обучения [11];

специальные

— в области отбора содержания и дидактического

материала для обучения нормативной деловой и научной коммуни-

кации в профессиональной сфере [2, 9, 12].

В составе СПОСОБНОСТЕЙ выделяются компетенции:

универсальные

— в области педагогических инноваций при про-

ектировании и реализации лингводидактической системы обучения

разнотипных категорий учащихся [2, 8, 9, 12]; в области непрерывно-

го саморазвития, повышения уровня педагогического мастерства и

информационно-технологической грамотности [13, 14];

специальные

— в области творческого использования междисци-

плинарных знаний для актуализации, профилизации и повышения

эффективности лингвообразовательного процесса [2, 11, 14].

Овладение всем комплексом указанных компонентов профессио-

нальной компетенции обеспечивает преподавателю-русисту техниче-

ского вуза помимо успешной самореализации в социуме наиболее

полное раскрытие его интеллектуально-творческого и личностного

потенциала.