Background Image
 1 / 13 Next Page
Information
Show Menu
1 / 13 Next Page
Page Background

Структура и содержание профессиональной компетенции преподавателя…

1

УДК 808.2

Структура и содержание

профессиональной компетенции

преподавателя русского языка

в высшей технической школе

© Н.Н. Романова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассматривается компонентный состав профессионально-коммуникативной

компетенции (ПКК) преподавателя-русиста в техническом вузе. Выделяются

стратегические аспекты названной компетенции. Детально характеризуется со-

держание знаниевого, операционно-деятельностного и личностного компонентов

ПКК преподавателя русского языка, систематизируются универсальные и специ-

альные составляющие указанных компонентов.

Ключевые слова:

профессионально-коммуникативная компетенция преподавате-

ля, стратегическая компетенция, русский язык как родной, русский язык как не-

родной, русский язык как иностранный, технический профиль обучения.

Вопрос о содержании и компонентном составе профессиональ-

ной компетенции преподавателя русского языка (как родного/нерод-

ного/иностранного) в высшей технической школе находится на пе-

реднем крае вузовской лингводидактики, поскольку именно ему

принадлежит ведущая роль в коммуникативно-речевой подготовке

специалиста, формировании его как развитой языковой личности,

способной к успешной самореализации в социально-профессиональ-

ной сфере и интеграции в глобальный культурно-информационный

процесс. В этой связи деятельность преподавателя языковых и рече-

ведческих дисциплин закономерно рассматривать в общей компе-

тентностной структуре деятельности специалиста, которая предпола-

гает в качестве необходимого условия ее осуществления системно

организованную совокупность разноаспектных характеристик данно-

го субъекта образовательного процесса — базовых компонентов его

профессионально-коммуникативной компетенции (ПКК).

В качестве основных компонентов профессиональной компетен-

ции преподавателя языковой дисциплины принято считать общие и

коммуникативные компетенции языкового субъекта, описанные в

«Общеевропейских компетенциях владения иностранным языком»

[1, с. 98–101], а также собственно компетенции субъекта педагогиче-

ской деятельности. Применительно к деятельности преподавателя

русского языка в высшей технической школе эти разноаспектные

компоненты ПКК определяются объектом и предметом лингвообра-

зовательного процесса в профильном вузе и конкретизируются в за-