Background Image
Previous Page  3 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 13 Next Page
Page Background

Структура и содержание профессиональной компетенции преподавателя…

3

ве «могут быть условно выделены такие компоненты, как професси-

онально-педагогическая, учебная, дискурсивная/интерактивная и

компенсаторная стратегические подкомпетенции, а также целый ряд

других компонентов», методисты обобщают их в понятии «единой

стратегической компетенции, которая является важнейшим компо-

нентом профессиональной компетенции преподавателя-филолога» [7,

с. 183], обеспечивая ему возможность поэтапно осуществлять проек-

тирование, реализацию, контроль и своевременную коррекцию ву-

зовского лингвообразовательного процесса.

Так, на этапе педагогического проектирования указанная компе-

тенция способствует осознанию

стратегических целей

лингвообра-

зовательной деятельности в вузе, что, в свою очередь, предполагает

осмысление:

• приоритетных позиций высшей технической школы, готовящей

кадры для реального сектора экономики, а следовательно, важности

определения ее сегодняшних задач, тенденций и перспектив в кон-

тексте культуросообразного развития общества;

• социальной значимости проблемы формирования компетентно-

го, высококультурного, конкурентоспособного специалиста, удовле-

творяющего потребностям общества и современного рынка труда,

способного всесторонне грамотно осуществлять организационно-

управленческую деятельность в сфере науки, производства и техно-

логий, эффективно используя языковые/речевые средства для извле-

чения, обработки, ретрансляции и продуцирования специальной ин-

формации, интегрироваться в профессионально-культурный контекст

международных коммуникационных процессов.

В этой связи создание инновационной

лингводидактической си-

стемы

, обеспечивающей комплексную профессионально-коммуни-

кативную подготовку (ПКП) специалистов, повышение эффективно-

сти их речемыслительной деятельности отвечает установкам совре-

менной языковой политики высшей технической школы. Средством

реализации этих установок может служить

педагогическое управле-

ние

[8] лингвообразовательным процессом в вузах технического про-

филя.

Научный подход к решению указанной проблемы в высшей шко-

ле предусматривает осмысление и учет преподавателем-русистом

комплекса интегрированных естественных и социально-гуманитар-

ных знаний:

• психолого-педагогических

(возрастной педагогики и психологии,

социологии, когнитивистики, андрагогики, акмеологии) — о свой-

ствах и характеристиках субъектов образовательной деятельности в

высшей школе, типологии их лингвокогнитивных и учебных стилей;

• лингвистических, лингвометодических

(общего и сравнительно-

го языкознания, социо- и психолингвистики, лингводидактики, рито-