Background Image
Previous Page  4 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 13 Next Page
Page Background

Н.Н. Романова

4

рики) — о природе и механизмах речемыслительной деятельности,

специфике вербальной коммуникации в социально-профессиональ-

ном общении.

В центре внимания лингводидактики закономерно находится

языковой субъект как конечный «потребитель» методической про-

дукции, ее адресат. В нашем случае это

студенчество

, рассматрива-

емое в двух аспектах:

• как коллективный субъект образовательного процесса, которо-

му присущи некие общесоциумные характеристики;

• как совокупность языковых личностей, дифференцируемых по

ряду типологических признаков.

В первом аспекте с позиций социологии, возрастной психологии

и социолингвистики студенчество предстает динамично развиваю-

щимся социумом, который ассимилирует все заметные явления в ре-

чевой практике современности. В этой связи актуализируются гар-

монизирующие функции лингвообразовательной среды вуза: предпо-

лагается не только адаптация студентов к условиям этой среды, но и

ее встречная адаптация к особенностям поэтапного личностно-

профессионального становления языковых субъектов. Учет этих осо-

бенностей достигается структурированием для различных этапов

обучения (курсов) содержания языковых и речеведческих дисциплин,

модули которых коррелируют со ступенями вузовского образова-

тельного процесса и динамикой коммуникативных потребностей его

субъектов.

Так, на 1–2-м курсах, решающих задачи формирования у недав-

них абитуриентов навыка самостоятельной регуляции учебно-комму-

никативной деятельности, умения конспектировать лекции, добывать

знания из книжных источников, четко и ясно излагать свои или чу-

жие мысли, содержанием лингвистической работы является норма-

тивность языка, составление личных деловых документов, вторичных

безоценочных учебно-научных текстов на материале фундаменталь-

ных дисциплин. На 3–4-м курсах, отмеченных началом специализа-

ции (а для бакалавров последнего года — завершением обучения),

содержание языковой работы определяют вопросы нормативности

речевой коммуникации по направлению подготовки учащихся, со-

ставление справочно-информационных документов, профильных

учебно-научных текстов.

Во втором аспекте с позиций дифференциальной психологии,

психолингвистики и когнитивистики актуализируется выявление

психофизиологических

(например, пониженный уровень слуха),

линг-

вокогнитивных

(например, выделение «коммуникативно-речевого» и

«когнитивно-лингвистического» типов овладения речевой коммуни-

кацией)

и иных особенностей языковых субъектов. Учет данных фак-

торов необходим для построения особых «образовательных траекто-