Проблема отбора содержания профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов-математиков в неязыковом вузе - page 6

Н.А. Паршина
6
как обязательный предмет. Помимо всего прочего, отсутствие специ-
альных знаний по математике у преподавателя ИЯ может и не быть
препятствием при условии грамотного отбора содержания обучения,
которое будет понятно на бытовом уровне и неспециалисту в области
математики, а также позволит преподавателю в свою очередь расши-
рить свой кругозор в области математики и даже поучиться у студен-
тов (например, в рамках одного из специально сформулированного
подобным образом задания).
Несколько слов о том,
зачем учить
и
как учить.
В современном
обществе целью обучения ИЯ является развитие черт вторичной язы-
ковой личности, что подразумевает формирование коммуникативной
компетенции, то есть способности и готовности осуществлять ино-
язычное межличностное и межкультурное общение с носителями
языка.
Для формирования коммуникативной компетенции вне языково-
го окружения важно, чтобы содержание обучения предоставляло
учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, ко-
торые стимулируют умственную деятельность, рассуждать над воз-
можными путями решения этих проблем, для того чтобы студенты
акцентировали внимание на смысловом наполнении своего высказы-
вания, а не на языке.
В условиях неязыкового вуза к содержанию обучения исследовате-
ли предъявляют требования, имеющие ряд особенностей. Они опреде-
ляются ограниченной сеткой часов, выделенной на обучение иностран-
ному языку, а также профессиональной направленностью курса ИЯ.
Обучение иностранному языку в неязыковом вузе носит много-
целевой характер. Цели обучения делятся на практические, образова-
тельные, развивающие и воспитательные.
Практическая
цель
заключается в формировании у студентов
способности и готовности к межкультурной коммуникации, что
предполагает развитие умений письменного (чтение, письмо) и уст-
ного (говорение, аудирование) иноязычного общения.
Особенно важным при этом является умение работать с литера-
турой, то есть овладение всеми видами чтения (просмотровое, озна-
комительное, изучающее, поисковое), так как чтение как вид речевой
деятельности широко востребовано при решении многих профессио-
нальных задач.
Говорение и аудирование возможно ограничить умениями выра-
жать и понимать различную информацию и различные коммуника-
тивные намерения, характерные для профессионально-деловой сфе-
ры деятельности будущих специалистов и для ситуаций социокуль-
турного общения.
Главной задачей при обучении письму является формирование уме-
ний вести деловую и личную переписку, составлять заявления, заявки,
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook