Проблема отбора содержания профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов-математиков в неязыковом вузе - page 2

Н.А. Паршина
2
Чему учить?
На 3-м курсе обучения студенты переходят от изуче-
ния ИЯ общетехнической направленности к изучению языка своей
специальности. При этом необходимо помнить, что на современном
этапе развития лингводидактики всеми признано, что ИЯ как учебный
предмет обладает рядом особенностей, которые оказывают влияние на
выделение содержания обучения. К этим особенностям относят:
межпредметность (содержанием речи на ИЯ могут быть сведе-
ния из различных областей знаний, в том числе математики, адапти-
рованные с учетом уровня, которого к моменту изучения ИЯ достиг-
ли студенты);
многоуровневость (необходимость овладения как различными
языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка, так и
умениями в четырех видах речевой деятельности, таких как чтение,
письмо, слушание и говорение);
полифункциональность (ИЯ может быть целью обучения и сред-
ством приобретения сведений в других областях знаний) [2, с. 110].
В русле современной образовательной парадигмы исследовате-
лями выделяются базовые критерии отбора содержания обучения.
Например, Ю. Бабанским была предложена система, в которую среди
прочих входят критерии соответствия содержания возможностям
обучающихся и выделенному учебным планом времени на изучение
данного предмета.
Критерий соответствия содержания возможностям студентов
принципиально важен, так как отбор слишком сложного, недоступ-
ного с профессиональной точки зрения материала не позволяет реа-
лизовывать на практике принципы межпредметности и полифункци-
ональности предмета ИЯ. Такой материал сводит изучение курса ис-
ключительно в лексико-грамматическому обсуждению материала.
Вместе с тем с философской точки зрения Ю. Бабанский подчеркива-
ет, что содержание обучения должно быть средством интеллектуаль-
ного развития студентов, а не самоцелью, а также способствовать
глубокому усвоению материала [3].
С позиций психологии им подчеркивается, что содержание долж-
но быть тщательно интегрировано, чтобы избежать фрагментарности
и, как следствие, поверхностного усвоения. Этот принцип иногда
нарушается при отборе содержания обучения из-за не слишком от-
ветственного подхода к своей работе рецензентов специальных ка-
федр, которые не всегда осознают, что лишь от них зависит то,
насколько адекватно будет отобран материал.
Ю. Бабанский также подчеркивает важность человеческих или
так называемых «студенческих» критериев отбора, согласно которым
содержание должно:
отражать потребность и интересы студентов;
учитывать интеллектуальный уровень студентов;
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook