Previous Page  8 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 22 Next Page
Page Background

Н.С. Кирабаев

8

Гуманитарный вестник

# 12·2017

такую значимость, которой нет равных в других цивилизациях [4].

Знание, о котором идет речь, — это и светское, и религиозное. О ха-

рактере ценностной ориентации образованной части средневекового

мусульманского общества можно судить по адабной литературе. Речь

идет об адибах (тех, кто владеет адабом), воплощавших в себе образ

культурного и образованного человека. Адаб, т. е. совокупность норм

образованности и воспитанности, предполагал знание как светских,

так и религиозных наук, в частности философии, астрономии, мате-

матики и определенную модель поведения.

Немаловажное значение для понимания парадигмы мусульман-

ской культуры имеют такие особенности ислама, как отсутствие ин-

ститута церкви и, соответственно, церковной идеологии, признание

законотворческой роли только за Богом и отсутствие ортодоксии и

ереси в том смысле, как они понимаются в христианстве, а также ре-

лигиозный и правовой плюрализм в рамках единого исламского ми-

ровоззрения. При описании парадигмы мусульманской культуры и

цивилизации представляется важным выделение как минимум двух

доминирующих составных: ислама и эллинизма. В своей истории

данная культура показывала и показывает как «западное лицо», по-

скольку содержит элементы иудаизма, христианства и эллинизма, так

и «восточное» — когда отходит от сущности этих составляющих.

Учет последнего обстоятельства позволяет понять гуманистический

характер мусульманской культуры, связанный с попыткой сделать

человека человечнее и способствовать раскрытию его величия. Речь

идет о трех аспектах гуманизма в средневековой мусульманской

культуре:

религиозный гуманизм, провозглашающий человека высшим из

божественных творений;

адабный гуманизм, идеал которого — адаб, сформировавшийся

в IX в., — соответствует характерному для Европы XVI в. идеалу

Humanitas, т. е. идеалу развития физических, нравственных и ум-

ственных способностей человека во имя всеобщего блага;

философский гуманизм, более концептуализированный, суть

которого Абу-Хайян ат-Таухиди кратко выразил в словах: «Человек

стал проблемой для человека» [5].

Признавая существование универсальных черт и принципов гу-

манизма, можно в то же время говорить о том, что каждая культура и

цивилизация, переживающая эпоху расцвета, вырабатывает соб-

ственную модель гуманизма. Даже в рамках мусульманской культу-

ры гуманизм обнаруживается в разной форме. На Востоке это явле-

ние впервые дало о себе знать во времена правления Хосрова Ану-

ширвана и было представлено Барзуе, Павлом Персом и др. Далее

следует гуманизм, развивавшийся под влиянием эллинистического