Previous Page  6 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 22 Next Page
Page Background

Н.С. Кирабаев

6

Гуманитарный вестник

# 12·2017

седствовали в рамках единой средиземноморской цивилизации. Та-

ким образом, основное различие между исламом и Западом связано с

различием систем ценностей и нормативными различиями. Каждая из

цивилизаций имеет свое собственное понимание мира. И если в ос-

нове мусульманского мировидения лежат определенные религиозные

принципы, то европейское мировидение отличается секулярностью.

Видимо, только на этом уровне и можно говорить о диалоге двух

универсалистских мировоззрений и основой данного диалога станет

признание культурного и религиозного плюрализма, т. е. речь может

идти о поисках и установлениях кросскультурного взаимодействия,

включающего и моральные основания. При этом важно иметь в виду,

что именно политизация универсалистских мировоззрений является ос-

новой для рассмотрения и утверждения идеи столкновения или кон-

фликта мусульманской и западноевропейской цивилизаций. Предлагае-

мый подход в поиске диалога ислама в контексте Восток — Запад

требует знания и понимания Западом и мусульманским Востоком того

исторически общего, что лежало в формировании и развитии этих ци-

вилизаций в ареале Средиземноморской цивилизации. Важно не только

то, что ислам и христианство принадлежат к авраамистической рели-

гиозной традиции, но и то, что античная культура является составной

частью этих цивилизаций. При этом следует иметь в виду, что для араб-

ского Востока первым учителем всегда был Аристотель. Основные раз-

личия в их историко-культурном развитии, особенно после эпохи Воз-

рождения, видимо можно искать в соотношении светского и религиоз-

ного. Классическая мусульманская культура сохранила баланс между

религиозным и светским, и именно этот баланс определял основные

мировоззренческие и ценностные принципы и лежал в ее основе.

Ценности мусульманской культуры, как, впрочем, и культуры

любой другой цивилизации, во многом определяются так называе-

мыми базовыми ценностями, составляющими основание ценностного

сознания в их целостности. Базовые ценности мусульманской куль-

туры характеризуются особенностями становления и развития Араб-

ского халифата. Отличительные черты классической мусульманской

культуры как парадигмы мусульманской культуры в целом обуслов-

лены тем обстоятельством, что она сформировалась как составная

часть единой средиземноморской культуры и цивилизации, сохрани-

ла и преумножила культурные, научные и философские традиции ан-

тичности, а также развивала гуманистический характер средиземно-

морской культуры (но в иных исторических условиях). Неудивитель-

но, что на арабском Востоке античное наследие рассматривалось как

исток и неотъемлемая часть культуры мусульманского мира.

Развитие мусульманской цивилизации тесно связано с зарожде-

нием и укреплением ислама и Арабского халифата, обширное про-