Previous Page  12 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 22 Next Page
Page Background

Н.С. Кирабаев

12

Гуманитарный вестник

# 12·2017

листское движение, которое по численности сторонников составляет

конкуренцию фундаменталистскому исламу как источник истинной ре-

лигиозности... Все это говорит о том, что секуляризация и рационализм

вовсе не обязательно служат модернизации» [7].

Мусульманская критика секуляризма в целом основывается на

идее о том, что этот процесс в Западной Европе обусловлен природой

христианства. В христианстве важным принципом является разделе-

ние сфер влияния между церковью и государством в соответствии с

известной идеей Богу — богово, кесарю — кесарево. Кроме того, по-

средником между Богом и человеком в христианстве является институт

священников, который в своей деятельности выступает в качестве по-

сланника Бога и тем самым ограничивает основные права религиозной

общины. Таким образом, христианский клир рассматривался как основ-

ное препятствие на пути прогресса и поэтому вполне оправданно, что в

процессе секуляризации влияние церкви было ограничено [8]. В му-

сульманском мире нет института церкви, аналогичного по функциям,

как нет в целом идеи посредника между Богом и человеком. В исламе,

за исключением пророка Мухаммеда, никто не имел и не имеет права

выступать от имени Бога. И фактически вплоть до начала XIX в. — до

появления секуляризма в мусульманском мире, арабский Восток не

знал деления по принципу Богу — богово, кесарю — кесарево.

Дискуссии по вопросу секуляризма на арабском Востоке велись в

основном в двух направлениях: среди авторитетов религиозного зна-

ния и среди арабских христиан. Основной тезис мусульманских ав-

торитетов основывался на том, что модернизация и прогресс должны

происходить на основе достижений исламской цивилизации. В каче-

стве примера они приводили заслуги в области науки эпохи золотого

периода развития Арабского халифата. Так, Р. ат-Тахтави (1801–

1873) первым стал утверждать, что возможно заимствование тех эле-

ментов европейской цивилизации, которые не вступали в конфликт с

принятыми ценностями и принципами шариата. Он пытался дока-

зать, что демократические принципы развития общества вполне сов-

местимы с законами ислама, потому что в исламе существуют в тео-

рии и на практике религиозный и правовой плюрализм.

Такие исламские реформаторы XIX в., как X. аль-Туниси (1810–

1899), аль-Афгани (1838–1897), аль-Кавакиби (1854–1902) и М. Абдо

(1849–1905) считали, что аналоги европейских идей светского развития

общества — принципа справедливости, благосостояния народа, избра-

ния правительства, идеи совершенства человека в обществе и т. п., —

можно найти и в истории Арабского халифата.

Джамаль ад-Дин аль-Афгани призывал к следованию основам ис-

лама. Он критиковал тех, кто слепо копировал европейскую модель,

и обвинял их в том, что они представляют угрозу суверенитету уммы.