Previous Page  11 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 22 Next Page
Page Background

Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)

Гуманитарный вестник

# 12·2017 11

различные формы секуляризма стало усиление исламских движений,

призванных противостоять тем интеллектуальным и политическим

проявлениям колониального порядка, которые, на их взгляд, были

направлены против ислама и мусульман и предназначались для ве-

стернизации мусульман и лишения их культурной идентичности.

Секуляризм, по-арабски

илъмания

(от

ильм

— наука) или

аламания

(от

алом

— мир), более точно можно выразить словом дунъявийя —

земной, мирской или светский. Секуляризм в европейском понимании

этого слова пришел в духовную жизнь мусульманского мира наряду с

понятиями «современность», «вестернизация» и «модернизация» в эпо-

ху колониального времени. Обычно секуляризм рассматривается как

освобождение зависимости и влияния политики от религиозной власти

в широком смысле этого слова. Он использовался в различных кон-

текстах для описания процесса, направленного на маргинализацию ис-

лама в течение социально-экономического и политического развития

стран мусульманского Востока и в колониальный период, и после обре-

тения независимости. Секуляризация на Ближнем и Среднем Востоке

рассматривалась как отказ от культурных традиций мусульманского

общества.

Секуляризм как движение протеста, определенная доктрина и

идеология возник и развивался в рамках христианской Европы. Его

содержательная теория и практика сложились в период христианских

реформаторских движений в Европе. Радикальное значение термина

«секуляризм», как правило, связывают с его французским эквивален-

том —

laicisme

, который рассматривают как учение о полной свободе

общества от религии. Согласно этому учению, те функции, которые

ранее выполнял институт монашества, должны быть переданы свет-

ским людям, в частности, в сферах образования и юриспруденции.

Например, в 1882 г. в государственных школах Франции занятия по

религии были заменены на такую дисциплину, как общая этика, а ос-

нователь Турецкой Республики К. Ататюрк рассматривал радикаль-

ный секуляризм как необходимое условие строительства политиче-

ских институтов республики.

В XIX в. развитие секуляризма приводило к атеизму, который

стал достаточно динамичным и энергичным движением и привел

усилиями Ф. Ницше, З. Фрейда, К. Маркса к новому пониманию места

человека в мире. Вместе с тем, и сегодня в атеистическом и материали-

стическом мировоззрении остались определенные элементы религиоз-

ного наследия. Как отмечал Ф. Фукуяма в опубликованной 13 марта

2005 г. в New York Times статье «Кальвинистский манифест для эпохи

глобализации»: «В то же время надо безоговорочно признать, что рели-

гия и религиозные чувства не умерли. И не только из-за воинственности

исламистов, а также потому, что развивается протестантско-еванге-