1 / 22 Next Page
Information
Show Menu
1 / 22 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 12·2017 1

УДК 02.41 DOI 10.18698/2306-8477-2017-12-491

Глобализация: единство и многообразие

(опыт философского анализа)

© Н.С. Кирабаев

Российский университет дружбы народов, Москва, 117198, Россия

Рассмотрены глобализация как теория модернизации и идеальная конструкция

(единство в многообразии), а также как эмпирический процесс и локализация

(многообразие в единстве). Отмечено, что в глобализации как идеальной кон-

струкции заложен оптимистический миф о прогрессе, в то время как множе-

ственность практик глобализации показывает, что этот миф зачастую исполь-

зуется для демонизации всего того, что противоречит проявлению в реальной

жизненной практике идее «прогресса». Подчеркнуто, что «исламский фактор» в

политике и культуре стал считаться источником конфликтов в современном ми-

ре. Анализ мусульманской цивилизации показывает необходимость рассмотрения

ислама как единства в многообразии, поскольку ислам в разных странах всегда

имел неповторимое собственное лицо. Для понимания потенциала диалога мусуль-

манского Востока и Запада, а также преодоления стереотипов в понимании па-

радигмы ислама и мусульманской культуры важно выявление в ней, с одной сторо-

ны, устойчивого и неповторимого, а с другой

изменяющегося и преходящего.

Ключевые слова:

глобализация, локализация, ментальность, мусульманская циви-

лизация, Ислам, социальные конфликты, диалог культур

Сегодня можно точно сказать, что современность развивается в

контексте двух противоречивых тенденций: глобализации и локали-

зации. Глобализацию можно рассматривать как идею и как идеаль-

ную конструкцию, в которой заложен оптимистический миф о про-

грессе. Глобализация как дискурс самораспространяется и само-

утверждается. В рамках этого дискурса глобализация представляет

собой идеологическую риторику и эмпирический процесс, который

позволяет говорить о дискурсивной множественности. Являясь в то

же время эмпирической и идеологической неопределенностью, гло-

бализация свидетельствует о недостаточности знаний и, соответ-

ственно, понимания глобализованного пространства современности.

Опасность усиления идеологической риторики о глобализации при-

водит зачастую к ее мистификации как эмпирического процесса.

Важно иметь в виду, что глобализация описывается и как конечный

процесс, и как цельность. Кант, размышляя о конечности истории как

о достижимом феномене, писал о «глобальной федерации», а для Ге-

геля идея «конца истории» была связана с Великой французской ре-

волюцией; К. Маркс связывал ее с идеей коммунизма. Действитель-

но, глобализация как необратимый процесс создает единое простран-