Previous Page  5 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 7 Next Page
Page Background

Философский формат творческой свободы

Гуманитарный вестник

# 10·2017 5

информационного массива. В таких условиях свобода доступа к са-

мым разнообразным источникам создает необходимый ресурс для

сравнения, аналогий и продуктивного воображения. Но так ли это?

Влияет ли необозримый и «пластилиновый» (в смысле отсутствия

четкой генерирующей позиции) ресурс на свободное творчество ин-

дивида?

С одной стороны, многие современные ученые, преподаватели

средней и высшей школы считают переизбыточную информацию не

ресурсом творчества, а шумом, затрудняющим и ориентацию, и пси-

хологическую адаптацию. С другой стороны, доступность и переиз-

быток информации связаны с прямой зависимостью от интернета.

Если заменить рост человеческого разума в его естественных пара-

метрах (обдумывание книг, заданий, задействование всего комплекса

мелкой моторной активности, обсуждения и диалога) вектором об-

щения с интернетом, то чаще всего формируется не творческое, а

аддиктивное

(зависимое) поведение, т. е. несвободное. «Выбор игро-

вой деятельности остается за субъектом, который неясно осознает

потребность поиграть, а по сути, смоделировать, спланировать, под-

готовиться к действительности. Он выбирает в жизни определенный

вид игровой деятельности “для взрослых”. Вот он — тот рубеж, за

которым и возникает зависимость. Именно здесь свобода игры ста-

новится несвободой человека! Игра “затягивает”» [6, с. 115]. Други-

ми словами, иллюзия творческой свободы в рамках интернет-

реальности возникает потому, что пользователь не имеет отношения

к составлению блоков информации и часто не способен отличить

свободу жизнедеятельности от свободы интернет-пользования.

Философия творческой свободы была бы неполной без понима-

ния того, что она — не только внутренний и внешний феномен, но и

способ жизни — ее важнейший экзистенциальный внутренний ре-

сурс. Главным условием здесь выступает акт самотворения по при-

чине того, что именно человек — источник всякого творческого дей-

ствия и тем самым неиссякаемый ресурс увеличения свободы обще-

ства, его богатства, и духовного, и материального. Творение самого

себя означает никогда не прекращающиеся усилия воссоздания в себе

максимальной доли добра, сострадания, любви, красоты, святости, от-

крытости миру. Следует понимать, что социальные условия жизни —

только канва, контекст, фон, пусть необходимый, но не являющийся

гарантией того, что человек сможет жить творческой жизнью или со-

здавать принципиально новое. В глубинах человеческой души рождает-

ся и приобретает форму свободный творческий акт, и в нем всегда будет

присутствовать загадка, тайна креативной человеческой натуры.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

существует множество смысловых нюансов свободы творче-

ства, креативности, творческого процесса, а также генезиса свободы