1 / 7 Next Page
Information
Show Menu
1 / 7 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 10·2017 1

УДК 123.2 DOI 10.18698/2306-8477-2017-10-477

Философский формат творческой свободы

© Л.Б. Омарова

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, 103274, Россия

Проанализированы основные философские подходы к творческой свободе и свобо-

де творчества — редукционистский и субстратный. Выявлена неоднозначность

философского смысла творческой свободы, который обусловлен тем, что понятия

«творчество» и «свобода» рассматриваются с разных сторон (моральная свобо-

да, правовая свобода, творчество научное и т. п.).

Сделаны выводы о том, что

данные понятия не являются тождественными, свобода — это необходимое усло-

вие творчества. Вопрос творческой свободы и свободы творчества сегодня тесно

переплетен с переизбытком информации, что приводит к стагнации свободы

творчества и формирует не творческое, а аддиктивное

(зависимое) поведение,

т. е. несвободное.

Ключевые слова:

творчество, свобода, контекст, общество, личность

Философское форматирование проблемы, как правило, заключа-

ется в идеализации, систематизации и прояснении границ рационали-

зации понятий и смыслов, близких к всеобщим. Формат творческой

свободы в философском контексте отличается от формата деловой

встречи или рукописи по той причине, что последние имеют количе-

ственные свойства, заданные имеющимися правилами или возмож-

ностями носителя формата. Философия обозначает в первую очередь

качественные и достаточно гибкие параметры интеллектуальной ра-

боты с проблемой. Если бы в ней господствовала заданность, то су-

ществовали бы одна-две философские школы, задающие одинаковые

правила рациональности на долгие времена, включая метод отыска-

ния всеобщих смыслов.

Философский смысл творческой свободы — качественный и явно

неоднозначный. Неоднозначность обусловлена несколькими обстоя-

тельствами. Во-первых, смысл свободы и творчества — интегриро-

ванный. Во-вторых, формат творческой свободы — это даже не

столько формат, сколько профиль. Профильность в данном случае

указывает на тот простой факт, что философия схватывает далеко не

все значения двойного понятия, поскольку сами эти понятия — и

свобода, и творчество — зачастую настолько размыты и разнесены

по дисциплинарным «квартирам» (моральная свобода, правовая сво-

бода, творчество научное, творчество жизни и т. п.), что их взаимо-

связь не имеет строгой интерпретации. Существует целый ансамбль