Previous Page  3 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 7 Next Page
Page Background

Философский формат творческой свободы

Гуманитарный вестник

# 10·2017 3

Субстратный подход к свободе и творчеству также представлен в

философии. В этом случае данные качественные характеристики ука-

зывают на их природную заданность, на внешнее и внутреннее жиз-

неосуществление личности. Согласно И. Канту, человек от природы

имеет сильное влечение к свободе. Только в условиях свободы воз-

можна реализация замысла — всех задатков человека, в том числе и

творческих. Таким образом, получается, что свобода служит расши-

рению культурного пространства активности и является для обще-

ственного прогресса несомненным благом.

Субстратный подход к свободе можно обнаружить у К.-Г. Юнга

(интровертивность — экстравертивность), З. Фрейда (Эрос и Тана-

тос), У. Джеймса (теория инстинктов). Необходимо отметить, что

представления о свободе у психологов неоднократно подвергались

критическому анализу. Однако они преуспели в понимании творче-

ства. По результатам эмпирических исследований были сделаны вы-

воды, что, во-первых, творчество имеет внутренние предпосылки

(самостоятельность мышления, нестереотипность восприятия, повы-

шенная восприимчивость, удовольствие от внезапной идеи). Во-

вторых, творческий процесс — это открытая система, выстроенная

по алгоритму альтернативных вариантов, причем сами варианты

имеют много интерпретаций. В-третьих, на таких этапах творческого

процесса, как формирование замысла, инкубация идеи, озарение,

наиболее важным является инсайт, мгновенное озарение. Именно в

нем свободно интегрируются в творческий продукт сознательно от-

бираемые стратегии решения задач, неосознанные установки и пред-

почтения, ценностные ориентиры. Однако озарение к ним не сводит-

ся; оно представляет собой внезапный переход на качественно иной

тип решения задачи, возникновение подлинно нового видения того,

что казалось противоречивым или несовместимым. На смену дисгар-

монии приходит ощущение полноты и красоты найденного решения,

сопровождающееся, как правило, положительными эмоциями, ду-

ховным подъемом, увеличением жизненной энергии.

Идея многоуровневой личностной саморегуляции предусматри-

вает творческую свободу как форму активности, связанную с воз-

можностью преодоления всех типов детерминации личности —

и внешних, и внутренних (стереотипы, сценарии, привычные ориен-

тации) [2].

Религиозный подход к творческой свободе имеет свои особенно-

сти. Если связывать данный подход с религиозными представления-

ми, то из противодействия добра вселенскому злу рождается преоб-

раженный человек, а само преображение зависит не только от чело-

века, но и от конфигурации мира и Бога. Таким образом, в

религиозной мысли свобода и творчество легитимированы Творцом.