Previous Page  2 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 7 Next Page
Page Background

Л.Б. Омарова

2

Гуманитарный вестник

# 10·2017

понятий, обращающий человека к творчеству: творческий процесс и

творческий результат, творческий человек, творческая деятельность,

творческий потенциал, коллективное творчество, креативность, твор-

чество научное, художественное, техническое и т. п.

Необходимо заметить, что в философской литературе творческая

свобода в качестве понятия употребляется нередко, но всегда приме-

нительно к контекстам — социальному, культурному, историко-

философскому, психологическому. Чаще всего речь идет о свободе

творчества и в первую очередь — о свободе творчества художественно-

го. А между тем необходимо знать, какие механизмы отвечают за твор-

ческую свободу и как формируются границы смысла этого понятия.

Философские подходы к свободе творчества условно можно

дифференцировать на редукционистский и субстратный. Первый

подход представляет ее подобием автомата с незначительными ого-

ворками, но метафора автоматизма раскрывает смысл творческой

свободы в качестве продукта внешних сил — социокультурных, пси-

хологических, трансцендентных. Окружающая среда — и материаль-

ная, и духовная — в данном случае предопределяет наличие или от-

сутствие творческой свободы. К редукционистским способам уста-

новления связи между свободой и творчеством можно отнести и

теорию условных рефлексов Павлова (условия свободы автоматиче-

ски ведут к творческим идеям), и бихевиористскую модель, и прими-

тивно понятую марксистскую концепцию примата общественного

бытия над общественным сознанием. Здесь творческая свобода от

человека не зависит. Однако на практике можно создать идеальные

условия и для свободы, и для творчества, а творческого продукта не

дождаться, впрочем, это касается и свободы.

Смысл творческой свободы активно разрабатывается и в рамках

философско-правового аспекта. Так, С.В. Мартынюк считает, что

нормы границ свободы творчества регулируют интеллектуальный

продукт в интересах общества, т. е. творческая свобода имеет предел,

фиксированный правом. К основным нормам он относит автономию

личности, моральное самосознание общества и право [1]. Автономия

личности предполагает право на самоцензурирование, и в этом слу-

чае продукты творчества могут отвергаться как неподходящие или не

слишком ценные для современников. Следует заметить, что самоцен-

зура не является свободным процессом, поскольку ее основания ле-

жат, как правило, в социальных ориентациях и предпочтениях. То же

самое можно отнести к регуляторам морального самосознания обще-

ства и права: давление общепринятых моральных норм и легальное

принуждение правом к исполнению общеобязательных государ-

ственных правил выступают внешними, а не внутренними предпо-

сылками творческой свободы.