Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

#

3·2017

7

Культура публичной научно-профессиональной речи в системе вузовского обучения...

сты, а также фрагменты устных публичных выступлений используют

на занятиях по риторике как речевые образцы и материал для анализа.

Речевая деятельность оратора, как и любая другая, складывается

из определенных этапов:

1) ориентировка в ситуации;

2) планирование действия;

3) его осуществление;

4) контроль результатов.

Вначале человек ориентируется в речевой ситуации и планирует

свое речевое действие, потом его выполняет, а затем непременно дол-

жен проверить, достигнут ли запланированный результат.

Подготовка публичного выступления.

Нужна ли подготовка к

публичному выступлению? Безусловно. Однако она может быть раз-

личной. Так, митинговая речь обычно бывает краткой — 5–10 ми-

нут — и может быть произнесена после минимальной подготовки.

А вот лекция, научный доклад и даже выступление на семинаре или

презентация в студенческой аудитории требуют тщательной подготов-

ки. В процессе развития риторики выработалась схема подготовки пу-

бличного выступления, включающая следующие этапы:

1) оценка обстановки и состава слушателей;

2) поиск и подбор необходимого материала;

3) составление плана речи, систематизация и логическое упорядо-

чение собранных сведений;

4) содержательная и литературная обработка текста;

5) запоминание текста;

6) репетирование выступления с необходимой интонацией, мими-

кой, жестами.

К культуре научно-профессиональной речи предъявляют требо-

вания содержательности (критерии истины, научности, новизны, ак-

туальности, прагматичности), логичности (выражение мысли, законы

тождественности, достаточности основания и др.), построения ком-

позиции высказываний (задача, адресат, речевые реакции, тип речи,

умение держаться в рамках дискурса), владения механизмами речи,

выбора языковых средств, языковой нормы, коммуникативной целесо-

образности и выразительности.

Современному специалисту также необходимо освоить методи-

ку организации и проведения различных видов бесед, переговоров,

презентаций, телефонных разговоров и т. д., овладеть стратегией и

тактикой поведения в наиболее типичных ситуациях профессиональ-

но-делового общения. Важно знать, из каких этапов складывается

деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями,