Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Т.П. Скорикова, Е.А. Орлов

#

3·2017

Гуманитарный вестник

2

товки специалиста наряду с курсами по языку научного и делового

общения должен непременно включаться раздел по основам культуры

научной публичной речи.

Необходимость изучения риторики при этом очевидна, так как

именно владение риторическими знаниями обеспечивает успех ком-

муникации в разных областях человеческой жизни — и семейной, и

профессиональной, и деловой. Особенно важны эти знания тем, чье

умение общаться с людьми составляет часть профессиональной под-

готовки, а именно преподавателям, журналистам, юристам, руководи-

телям разных рангов, менеджерам, гидам-переводчикам, вовлеченным

в сферу русскоязычного общения.

В настоящее время эффективной речевой коммуникации в профес-

сионально-деловой сфере общения уделяется все большее внимание,

уже разработаны специальные курсы по общей и деловой риторике

[2–5], в которых изложение теоретического материала (деловое об-

щение, основы культуры речи, мастерство публичного выступления,

искусство спора и др.) дополняется практикумом по основам оратор-

ского искусства.

Иностранцы — выпускники российских вузов, имеющие бога-

тый запас специальной лексики и знающие русскую грамматику в

пределах вузовской программы, тем не менее испытывают опреде-

ленные трудности в построении устного публичного высказывания,

будь то доклад на конференции, выступление на собрании или иные

формы монологической речи в сферах учебно-научного или профес-

сионально-делового общения. Еще бо́льшую сложность публичная

речь на русском языке будет представлять для изучающих язык вне

языковой среды, так как в этом случае доступ к образцам реальной

публичной речи ограничен. Тем не менее и для данной группы уча-

щихся необходимо овладение умением строить публичное выступле-

ние, так как это может быть связано с их будущей профессиональной

деятельностью.

Таким образом, перед методистами и преподавателями довольно

остро стоит вопрос о внедрении риторического аспекта речевой куль-

туры в практику обучения иностранцев. Задача обучения публичной

речи в сфере профессионального общения осложняется необходи-

мостью дифференцировать развитие соответствующих умений для

студентов-иностранцев разных профилей обучения. Так, для студен-

тов гуманитарного профиля (будущих преподавателей, журналистов

и т. д.) необходимо владение искусством воздействующей речи, для

специалистов в области точных наук на первый план выдвигается уме-

ние логично моделировать свою речь [1, 5, 6, 10], — в этом состоит