1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

#

3·2017

1

Культура публичной научно-профессиональной речи в системе вузовского обучения...

УДК 808.2:378-02

DOI 10.18698/2306-8477-2017-3-424

Культура публичной научно-профессиональной

речи в системе вузовского обучения русскому языку

как иностранному

© Т.П. Скорикова, Е.А. Орлов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены проблемы обучения иностранных учащихся культуре устной науч-

но-профессиональной речи в вузе нефилологического профиля. Проанализированы

признаки и логическая структура (композиция) публичной речи, средства установ-

ления контакта с аудиторией, описаны основные этапы риторической деятельно-

сти оратора и подготовки публичного выступления.

Ключевые слова:

культура устной научно-профессиональной речи, логическая

структура публичной речи, композиция публичной речи, подготовка публичного

выступления

Культура публичной (ораторской) речи стала признаваться в от-

ечественной методике и русистике главным и высшим критерием

культуры устной речи, в связи с чем риторика, ораторское искусство

включены практически во все современные курсы по русскому языку

и культуре речи для носителей языка [1–9]. Мысль о том, что данный

аспект обучения речевому общению важен именно для носителей рус-

ского языка, а для иностранцев прежде всего актуально владение са-

мим языковым материалом, представляется ошибочной. Тем не менее

перед методистами и преподавателями довольно остро стоит вопрос о

внедрении риторического аспекта речевой культуры в практику вузов-

ского образования в целом и в подготовку и самообразование специа-

листа в частности. Не до конца разработанной остается проблема объ-

ема риторических знаний для учащихся различного профиля.

Обучение иностранцев культуре речи направлено на повышение

уровня их языковой и коммуникативной компетенции, что поможет им

оптимально использовать средства языка при устном и письменном

общении в различных сферах деятельности (учебно-научной, профес-

сионально-деловой, общественно-политической и обиходно-бытовой).

Однако практика показывает, что обычно иностранцы — выпускники

вузов — не умеют правильно оформлять результаты своей речемыс-

лительной деятельности в виде устного или письменного публичного

высказывания. Поэтому, по мнению авторов статьи, в систему подго-