Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

Т.П. Скорикова, Е.А. Орлов

#

3·2017

Гуманитарный вестник

4

элементов тоже может нарушать нормы устных жанров и делать речь

трудной для восприятия.

Например, синтаксическая конструкция именительный темы,

свойственная разговорной речи (

Иван, его я знаю с детства

), чрез-

вычайно типична и для русской публичной речи (деловой, обществен-

но-политической, научной):

Проблемы глобализации, на них мы с вами

остановимся подробнее; Водные ресурсы, их эксплуатация регулиру-

ется специальным законодательством.

В публичной речи эта разго-

ворная модель не только приемлема, но и служит приемом привлече-

ния внимания публики к предмету высказывания. Напротив, типичные

для письменной (особенно деловой и научной) речи причастные обо-

роты будут отягчать синтаксис устной речи. Следует рекомендовать

студентам в устном публичном высказывании заменять такие причаст-

ные обороты придаточными определительными со словом «который»,

чтобы избежать нарушения жанровой нормы.

Логическая структура публичной речи.

Целостность

публич-

ной речи заключается в единстве ее темы — главной мысли высту-

пления (основной проблемы, поставленной в нем) и смысловых ча-

стей произносимого текста. Речь воздействует лишь в том случае,

если имеется последовательность в изложении мысли. Логическая

организация речи предполагает продуманность ее плана и четкость

композиции.

Композиция речи

— это мотивированное содержанием и замыслом

расположение всех частей выступления и целесообразное их соотно-

шение. В композиции выступления выделяют пять частей: зачин, всту-

пление, основная часть, заключение, концовка. Каждая из них имеет

свои целевые установки.

Зачин

— самое начало речи. Чаще всего он содержит этикетные

формулы — обращение к слушателю (

Уважаемые дамы и господа!

Уважаемые коллеги!

). Интересный зачин привлекает внимание ауди-

тории; кроме того, он может указывать, в каком ключе будет произне-

сена речь.

Следующая часть композиции —

вступление

. Его основная зада-

ча — подготовить слушателей к восприятию речи: расположить их

к себе, организовать внимание аудитории. Для этого используют ряд

приемов: апелляция к интересам слушателей, вопросы, яркие приме-

ры и т. п. Вступление содержит несколько аспектов:

1) психологический — закрепление контакта с аудиторией, кото-

рый был вызван зачином, создание необходимого настроя;

2) содержательный — описание целевой установки речи, перечис-

ление проблем, рассматриваемых в основной части;