Previous Page  6 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 11 Next Page
Page Background

Т.П. Скорикова, Е.А. Орлов

#

3·2017

Гуманитарный вестник

6

рассмотрим проблему, поясним, попробуем понять, отметим, ска-

жем прямо

и др.

3. В роли средства установления контакта выступают некоторые

вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям:

как вы

понимаете, как видите, как вы знаете, как вы убедились

и др. С по-

мощью таких вводных конструкций оратор подготавливает сообщение

новой информации, сопоставляя ее с уже имеющейся, и одновременно

подчеркивает осведомленность публики о самом предмете речи.

4. Контактность речи создают также побудительные предложения,

например:

согласитесь, прочитайте, подумайте, считайте, отметь-

те, запомните, проанализируйте

и др. Они обращены к слушателям,

призывают их к определенным действиям.

5. Установлению контакта с аудиторией и привлечению внимания

к информации служит вопросно-ответное единство. Оно создает си-

туацию непосредственного общения со слушателями и придает сооб-

щению разговорный характер. Оратор задает вопрос и сам отвечает

на него, например:

«Что же заставляет нас с вами постоянно обра-

щаться к этой проблеме? Дело в том, что в ней кроется суть процес-

са обмена информацией…»

6. Помогают установить контакт с аудиторией и этикетные речевые

формулы, которые входят в зачин и концовку речи. Этикет ораторской

речи — это устойчивые единицы, принятые в ораторской практике и

необходимые для поддержания общения в избранной тональности.

Оратор обращается к формулам речевого этикета, учитывая ситу-

ацию выступления. Формулы бывают официальные (

граждане, дамы

и господа, коллеги

) и неофициальные, которые в свою очередь делятся

на нейтральные (

разрешите на сегодня закончить, этим я заканчиваю

свое выступление

и др.) и эмоциональные (

Друзья! Дорогие друзья,

мне было очень приятно выступить перед вами, я хочу поблагодарить

вас за внимание

и др.).

Итак, композицию речи составляют различные смысловые блоки,

содержательно связанные между собой. Средства контакта и речевого

этикета помогают установить оптимальный контакт со слушателями.

Основные этапы риторической деятельности.

Обучение рито-

рике должно включать формирование умений анализировать речевую

ситуацию, осмысливать содержание речи, располагать материал —

строить речь, словесно точно и ярко выражать мысли и чувства, аргу-

ментировать свою точку зрения.

Цель обучения риторике — овладение правилами построения уст-

ного публичного выступления. Создание текста в письменной форме

является предварительным этапом подготовки речи. Письменные тек-