Previous Page  7 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 20 Next Page
Page Background

Подходы к академической поддержке студентов — инвалидов по слуху

Гуманитарный вестник

# 10·2016 7

единенных Штатов имеет нарушения зрения, четверть — нарушения

опорно-двигательного аппарата, пятая часть — нарушения слуха [8].

Базой для развития инклюзии в США, так же как и в Германии,

стало правовое обеспечение. Массовое движение за изменения в за-

конодательстве развернулось сразу после Второй мировой войны.

Изменения в федеральном законодательстве открыли большому чис-

лу ветеранов двери в колледжи и университеты, которые ранее были

недоступны. Как следствие, в 1960-е годы их дети — новое поколе-

ние — также стали поступать в колледжи и вузы. Соответственно,

возросло количество этих образовательных учреждений. В то же

время возрастающие потребности в технике и технологиях привели к

спросу на квалифицированных специалистов. Доступ к профессио-

нальному образованию и выбор образовательного учреждения для

детей из семей с низким уровнем дохода распространились и на лю-

дей с ограниченными возможностями здоровья.

В конце 1960-х годов Департамент образования США выделил

финансирование на разработку локальных специальных программ

профессионального технического образования для глухих на базе че-

тырех образовательных учреждений: Калифорнийского государ-

ственного университета (Нортридж), муниципального колледжа

Дельгадо, профессионально-технического колледжа в Сент-Поле

(штат Миннесота), Центрального муниципального колледжа в Сиэт-

ле. В рамках этих программ каждое образовательное учреждение

оказывало непосредственную поддержку обучающимся с нарушени-

ями слуха (сурдоперевод, тьюторинг, записывание учебного матери-

ала) и накапливало свой уникальный опыт.

Закон 1973 г. о профессиональной реабилитации инвалидов в

США (Vocational Rehabilitation Act of 1973) закрепил право на рав-

ный с другими доступ людей с ограниченными возможностями здо-

ровья к профессиональному образованию. Закон о защите прав граж-

дан с инвалидностью (Americans with Disabilities Act of 1990) распро-

странил доступ на все аспекты американской жизни. В 1988 г. был

принят Закон о вспомогательных технологиях (Assistive Technology

Act of 1998), который в редакции 1998 г. впервые в мире ввел термин

«универсальный образовательный дизайн». В 2004 г. закон был дора-

ботан и уже на уровне каждого штата гарантировал инвалидам воз-

можности обеспечения их необходимыми техническими средствами

и технологиями при получении образования. В России все эти векто-

ры — профессиональная реабилитация, социальная реабилитация,

обеспечение техническими средствами — впервые были обозначены

в Федеральном законе «О социальной защите населения в РФ» от

24.11.1995 № 181-ФЗ. В том же 2004 г. в США вышел Закон об обра-

зовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (Individuals

with Disabilities Educational Act, IDEA), а в 2008 г. — Закон о созда-