Previous Page  11 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 20 Next Page
Page Background

Подходы к академической поддержке студентов — инвалидов по слуху

Гуманитарный вестник

# 10·2016 11

метная поддержка); консультационная поддержка, содействие трудо-

устройству, удаленный сурдоперевод и пр. МГТУ им. Н.Э. Баумана

разрабатывает и реализует программы повышения квалификации по

запросу образовательных учреждений разных уровней, реализующих

подготовку обучающихся в условиях инклюзии.

Согласно выполняемым функциям, структура Единого нацио-

нального центра включает команду технической поддержки, команду

по разработке и реализации программ подготовки кадров, аналитико-

исследовательский отдел, отдел администрации и контроля. Послед-

ний выполняет функции координатора деятельности национальной

сети. В настоящее время сетевой проект PEPNet2 обслуживает все

Соединенные Штаты и прилегающие острова.

Таким образом, в США принята и реализуется сетевая структура

академической поддержки инвалидов по слуху в вузах в условиях

инклюзии. В каждом вузе действует координационная структура —

офис или центр. На базе ведущих вузов страны создаются специаль-

ные центры — узлы сети, которые в зависимости от их наполнения и

значения носят название либо центров доступных технологий, либо

центров ресурсного обеспечения. Их деятельность координируется

Единым Национальным центром технической поддержки, распро-

странения опыта и

подготовки кадров. Почвой для успешного во-

площения этих решений стали передовое нормативно-правовое обес-

печение в области реабилитации и образования людей с ограничен-

ными возможностями здоровья, развитая технологическая база и

регулярная финансовая поддержка со стороны государства. В США

преобладают следующие сетевые технологии поддержки студентов-

инвалидов в инклюзии: информационно-консультационные, технико-

технологические, аналитические, технологии подготовки персонала.

Сетевые решения в масштабе США оказались настолько эффек-

тивными, что были взяты за основу при формировании Международ-

ной образовательной сети PEN-International

2

, а также сетей нацио-

нальных систем профессионального инклюзивного образования ин-

валидов в странах — участницах проекта. В основу формирования

национальных сетей положен опыт PEPNet.

Следует особо отметить, что в России имел место уникальный

опыт создания национальной региональной сети вузов, реализующих

_________

2

Цель проекта «Postsecondary Educational Network International» (PEN-International

(2001–2010 гг.)) — создание Международной сети вузов, обучающих инвалидов по

слуху, на основе единой технологической инфраструктуры. Участниками проекта были

Россия (МГТУ им. Н.Э. Баумана), США (Национальный технический институт для

глухих при Рочестерском технологическом институте), Япония (Цукубский

технологический колледж при Цукубском технологическом университете), Китай

(Технологический колледж при Тяньджинском технологическом университете) и др.