Previous Page  6 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 20 Next Page
Page Background

О.А. Орешкина, Ю.А. Сафонова

6

Гуманитарный вестник

# 10·2016

студентов, обсуждать и согласовывать с ними оптимальные способы

их удовлетворения.

Для учета специфики студентов требуется гибкость реализации

учебного процесса: рекомендовано создание «выравнивающих усло-

вий» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по-

средством регулирования рабочей нагрузки за счет варьирования

сроков сдачи контрольных мероприятий и экзаменов. Предлагаются

отмена обязательного посещения занятий, замена некоторых креди-

тов на соответствующие аналоги, возможность перехода с очного

обучения на заочное (удаленное). Заочное и дистанционное обучение

могут способствовать реализации индивидуального плана обучения.

Ответственность за создание выравнивающих условий в вузе должна

быть четко разделена между вузовскими службами. В рекомендациях

введена должность уполномоченного по делам инвалидов в вузе, ко-

торый представляет интересы таких студентов на уровне ректора.

Нередко данный статус имеет человек с инвалидностью [7].

Таким образом, в опыте ФРГ можно выделить три основных вида

технологий поддержки студентов-инвалидов в инклюзивном образо-

вании: консультативные технологии; технологии самоуправления и

взаимопомощи; организационные технологии (уполномоченный по

делам инвалидов или структура, выполняющая эту функцию). В по-

следнее время большое внимание уделяется разработке безбарьерной

дидактики. Вузы ФРГ обладают достаточной автономией в области реа-

лизации образовательных программ, что способствует внедрению си-

стемы поддержки инвалидов в этих программах. Отмечаются схожие

тенденции в развитии инклюзии в вузах России (МГТУ им. Н.Э. Баума-

на) и Германии:

осознание необходимости разработки безбарьерной дидакти-

ки/адаптивных образовательных программ и гибких учебных планов;

создание института уполномоченных и развитие консультаци-

онных центров в вузах.

Очевидно, что «безбарьерная дидактика» соотносится с понятием

адаптированной

образовательной программы. Так, в МГТУ им. Н.Э. Ба-

умана для реализации образовательных программ для инвалидов по

слуху разрабатываются гибкие вариативные учебные планы. Эту дея-

тельность выполняют и координируют сотрудники специальной

структуры — Центра профессиональной реабилитации инвалидов,

который фактически осуществляет функции уполномоченного по

делам инвалидов в вузе.

Опыт США.

Технологические решения хорошо представлены и

развиты в США, где исторические и правовые предпосылки создали

условия для внедрения инклюзии на десятилетия раньше Европы. По

данным корпорации Microsoft, инициировавшей специальное исследо-

вание для своих технологических разработок, четверть населения Со-