Previous Page  2 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 20 Next Page
Page Background

О.А. Орешкина, Ю.А. Сафонова

2

Гуманитарный вестник

# 10·2016

способствует введение ЕГЭ и переход на двухуровневое высшее про-

фессиональное образование.) В связи с этим актуальным становится со-

здание

доступной

среды для таких обучающихся.

Доступность среды

означает не только отсутствие архитектурно-планировочных барьеров,

но прежде всего наличие адаптированных образовательных программ и

особых методов академической поддержки, позволяющих инвалиду

включаться во все социокультурные срезы вуза: учебные, научные,

культурные, социально-бытовые, спортивные и пр.

Система инклюзивного образования и поддержки студентов-

инвалидов в вузах и колледжах РФ находится в стадии становления.

В этой связи сравнительные исследования зарубежного опыта стано-

вятся трендом инклюзивной педагогики. В разных странах накоплен

собственный опыт решений вопросов академической поддержки сту-

дентов-инвалидов. На эти решения оказывают влияние особенности

национальной образовательной системы, политика государства по

отношению к инвалидам, выраженная в соответствующих законода-

тельных актах, потребности рынка труда и пр. Так, в России внедре-

ние инклюзивного образования связано с экономическими и полити-

ческими изменениями в стране в 90-х годах ХХ в. Идеи инклюзии

были во многом заимствованы из зарубежного опыта, а сам процесс

их внедрения носит стихийный, несистемный характер [1, 2].

МГТУ им. Н.Э. Баумана является первым российским вузом, в

котором в инклюзивных условиях, на основе системного подхода с

1934 г. обучаются студенты — инвалиды по слуху. За прошедшее

время сложилась «бауманская» модель академической поддержки

студентов с ограниченными возможностями здоровья. Специфика

модели заключается в ее организационных решениях: наличии адап-

тированных программ высшего профессионального образования для

плохослышащих граждан и специального структурного подразделе-

ния в МГТУ им. Н.Э. Баумана — Головного учебно-исследо-

вательского и методического центра профессиональной реабилитации

инвалидов по слуху (ГУИМЦ) — по их разработке и реализации. Под-

разделение выполняет функции ресурсного центра по обеспечению этих

программ и координатора деятельности всех структурных единиц вуза

по их реализации. В качестве ресурсного центра ГУИМЦ разрабаты-

вает и аккумулирует технологии, которые обеспечивают доступность

среды вуза и образовательных программ для инвалидов. Важным

направлением работы ГУИМЦ является изучение аналогичного зару-

бежного опыта для выявления эффективных механизмов поддержки

студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ подходов к организации академической поддержки сту-

дентов-инвалидов в вузах проводится на материале открытых источ-

ников и по результатам научных стажировок авторов статьи в Герма-

нии, США и Японии.