Previous Page  2 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 17 Next Page
Page Background

Д.А. Цезарь

2

Гуманитарный вестник

# 9·2016

ученый Р. Каплан отмечает, что Европа уже не является центральной

ареной XXI в. ввиду наличия у современных систем международных

отношений сформированных правил адаптации к изменениям поли-

тической среды. В «новой» дипломатии акцент международных от-

ношений смещен на Восток. Об этом пишет О.П. Иванов в исследо-

вании военно-политической стратегии ведущих держав в Азиатско-

Тихоокеанском регионе (АТР), приводя доводы в пользу того, что Ин-

дийский океан и АТР превратились в центр притяжения внимания глав-

ных участников международных отношений и мировой политики [1].

«Новая» дипломатия в большей степени, чем «старая», отводила

место аналитической информации, носившей научный характер.

Особенно важное место занял анализ международных отношений,

мировой политики и экономики. Значительно стала меняться роль

общественности в политике, и в этой связи расширяется методология

«информационной дипломатии». Ее также отличают оперативность и

скорость принятия решений управленческого характера. При этом

принято считать, что «новую» дипломатию особенно плодотворно

внедряли СССР и США.

Ряд ученых отмечают смену курса дипломатии с абсолютистско-

го на курс демократического контроля. Данная смена курса обосно-

вана превалированием фактора чувства общности между народными

массами, растущим у населения государства пониманием значения

общественного мнения, увеличением путей сообщения и способов

связи. В пример можно привести Великобританию, Германию при

Гитлере, Италию при Муссолини.

Рост глобальных и региональных проблем совместно с усилением

влияния на международные отношения СМИ привел к формирова-

нию определения «информационная», или «кибердипломатия». Счи-

тается, что информационная дипломатия распространяет свое влия-

ние на все ветви власти: законодательную, исполнительную и судеб-

ную. СМИ используются государством для создания более широкой

опоры для руководства и правящей элиты иностранных государств.

Интенсивность использования информатизации в политике сформи-

ровала тенденцию к открытости политических дебатов, обществен-

ным обсуждениям законопроектной деятельности.

Сотрудничество стран между собой и с международными

организациями призвано совершенствовать и укреплять глобальную

международную безопасность, создавать эффективные механизмы

противодействия новым угрозам, новым вызовам безопасности, таким

как терроризм (в том числе международный), киберпреступность,

морское пиратство. Это явилось предпосылкой для определения в

качестве приоритета внешней политики Российской Федерации

взаимо-действия с международными организациями и странами в

сфере противодействия вышеуказанным угрозам в XXI в.