Previous Page  8 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 19 Next Page
Page Background

К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева

8

Гуманитарный вестник

# 5·2016

основательным, чем в классических гимназиях, преподаванием мате-

матики, естествознания, русского и современных иностранных язы-

ков, черчения. Более того, они считали целесообразным введение в

реальных гимназиях латинского языка для тех учащихся, которые

пожелают поступать на физико-математический и медицинский фа-

культеты университетов или в медико-хирургическую академию.

Однако в Особом присутствии большинство (9 против 6) осталось за

Д.А. Толстым [2, с. 296, 297].

Но в мае 1871 г. в общем собрании Государственного совета, где

обычно дела рассматривались формально, министр народного про-

свещения неожиданно потерпел поражение. Большинство членов

высшего законосовещательного органа Российской империи (29 про-

тив 18), движимые, по остроумному замечанию современника, одним

из самых сильных человеческих чувств — родительской любовью,

проголосовали против предложения Д.А. Толстого. Они считали не-

справедливым закрыть доступ в университеты молодым людям, изу-

чавшим по преимуществу «положительные науки», и допускать в

«храм науки» только тех, кто изучал «языки древние, языки мерт-

вые». Однако Александр II встал на сторону меньшинства и повелел

не допускать окончивших курс в реальных училищах ни на один из

факультетов университетов. В июне 1871 г. он одобрил предложения

Д.А. Толстого и повелел представить в Государственный совет соот-

ветствующие документы [4, с. 523, 524].

17 февраля 1872 г. в особом присутствии Государственного сове-

та рассматривался проект Устава реальных училищ. На сей раз 9 чле-

нов особого присутствия выступили против проекта Министерства

народного просвещения и лишь 6 поддержали его. В Общем собра-

нии Государственного совета 3 апреля 1872 г. Д.А. Толстой вновь

оказался в меньшинстве. Его оппоненты предложили альтернатив-

ный план, в соответствии с которым реальные училища предполага-

лось превратить в параллельные гимназиям общеобразовательные

школы с усиленным преподаванием математики и естествознания

[4, с. 526, 527]. И вновь император согласился с мнением меньшинства

Государственного совета и 15 мая 1872 г. утвердил «Устав реальных

училищ ведомства Министерства народного просвещения» [26].

Устав гласил: «Реальные училища имеют целью доставлять уча-

щемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к

практическим потребностям и к приобретению технических позна-

ний» [27, с. 52]. Таким образом, цель, с которой создавались реаль-

ные училища, была сформулирована в слишком общем виде. Впо-

следствии это породило различные интерпретации. Не прояснили си-

туацию и министерские циркуляры 15 мая и 31 июля 1872 г., в

которых указывалось, что реальные училища «являются своего рода