1 / 19 Next Page
Information
Show Menu
1 / 19 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 5·2016 1

УДК 94 (470) DOI 10.18698/2306-8477-2016-05-364

Реальное образование в контексте исторического

развития России во второй половине XIX —

начале XX века

© К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Исследованы проблемы реального образования в Российской империи. Рассмотре-

ны цели и результаты школьных реформ XIX в., деятельность Министерства

народного просвещения. В центре внимания авторов — борьба между сторонни-

ками и противниками реального образования в России.

Ключевые слова:

классическое и реальное образование, Министерство народного

просвещения, школьные реформы, гимназии, реальные училища, высшее техниче-

ское образование, университеты.

В советское время дореволюционная система образования в Рос-

сии подвергалась жесткой, часто незаслуженной критике. В своем

знаменитом выступлении на III съезде ВЛКСМ В.И. Ленин утвер-

ждал, что она была «школой муштры, школой зубрежки», которая

«заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мертвых

знаний». И хотя основатель Советского государства предостерегал

против одностороннего подхода и призывал «взять то хорошее, что

было в старой школе» [1, с. 303, 305], ее богатый, пусть и неодно-

значный опыт был фактически отвергнут советской педагогикой.

Истории российской школы посвящена обширная и разнообраз-

ная литература. Яркие картины гимназической жизни и остроумные

характеристики учителей мы находим в произведениях А.П. Чехова,

К.Г. Паустовского, Н.Г. Гарина-Михайловского, К.И. Чуковского.

Большую ценность с точки зрения восприятия системы образования

современниками представляет мемуарная литература. Дореволюцион-

ная официальная историография представлена трудами П.А. Алешин-

цева, В.В. Григорьева, С.В. Рождественского, в которых содержится

прямая апология деятельности Министерства народного просвещения

[2–4]. Советские историки, напротив, чтобы доказать преимущества со-

циалистической системы образования, акцентировали внимание на не-

достатках старой школы, игнорируя ее достижения [5–7]. Лишь в по-

следние десятилетия сложились условия, позволяющие объективно

оценить исторический опыт отечественной педагогики, что нашло

отражение в работах современных российских авторов [8–12].

Однако большая часть литературы о дореволюционной школе за

редким исключением посвящена гимназиям. О втором из двух ос-