Previous Page  11 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 19 Next Page
Page Background

Реальное образование в контексте исторического развития России…

Гуманитарный вестник

# 5·2016 11

реальном училище имени Святого Михаила в Лефортове его дирек-

тор фон Ковальциг. Здесь на высоком уровне преподавались не толь-

ко естественные, но и гуманитарные науки. Русский язык в училище

преподавали лучшие педагоги Москвы [33, с. 744].

Хорошее образование давали не только столичные, но и провин-

циальные реальные училища. Один из бывших реалистов, впослед-

ствии министр путей сообщения старой России Э.Б. Кригер-

Войновский с большим теплом и благодарностью вспоминал учени-

ческие годы, проведенные во Владикавказском реальном училище:

«Хорошие молодые преподаватели исключительно с высшим образо-

ванием, твердое, но толковое руководство… приличные физическая

и химическая лаборатории, уютная церковь, хорошая библиотека,

казенный бесплатный пансион для иногородних, литературные вече-

ра для старших классов, ученический оркестр, прогулки в горы и по-

ля с преподаванием естественной истории, серьезное преподавание

гимнастики, маршировки, танцев, строгая дисциплина, но вместе с

тем простое и сердечное отношение к детям — все это способствова-

ло не только солидному образованию, но и хорошему физическому и

моральному воспитанию молодежи» [34, с. 15]. Неудивительно, что

автор этих воспоминаний благодаря хорошей подготовке, получен-

ной в реальном училище, сдал на «отлично» очень трудные вступи-

тельные экзамены в Петербургский технологический институт.

Реальные училища часто открывались в небольших городках, где

отсутствовали гимназии. Например, будущие академики А.Ф. Иоффе

и С.П. Тимошенко были однокашниками по скромному реальному

училищу в Ромнах Полтавской губернии. В.К. Зворыкин с отличием

окончил реальное училище в тихом провинциальном Муроме. Буду-

щий конструктор ядерных реакторов Н.А. Доллежаль учился в ре-

альном училище в подмосковном Подольске, где по приглашению

директора В.Н. Флери уроки математики, химии и физики давали из-

вестные российские ученые [35, с. 251].

Важно подчеркнуть, что в отличие от гимназий, которые, не-

смотря на объявленную в 1864 г. всесословность, были ориентирова-

ны на обучение детей дворян и чиновников, в реальных училищах

контингент учащихся был более демократичным. Например, с

1880 по 1892 г. доля детей дворян и чиновников среди учащихся

гимназий и прогимназий выросла с 47,6 % до 56,2 %. За тот же пери-

од их доля в реальных училищах сократилась с 44 % до 38 %. Чис-

ленность выходцев из городских слоев в реальных училищах за тот

же период выросла на 6 % [5, с. 103].

С 24 апреля 1880 по 21 марта 1881 г. Министерство народного

просвещения возглавлял представитель либеральных кругов чинов-

ничества А.А. Сабуров. Под влиянием студенческих волнений он по-