Previous Page  7 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 19 Next Page
Page Background

Реальное образование в контексте исторического развития России…

Гуманитарный вестник

# 5·2016 7

промышленности», должны прекратить свое существование. По мне-

нию Министерства народного просвещения, их должны были заме-

нить реальные училища. Исходя из этого, комиссия графа Строганова

наряду с основной своей задачей занялась разработкой Устава реаль-

ных училищ [2, с. 292].

В феврале 1871 г. проект Устава реальных училищ был рассмот-

рен и единогласно одобрен комиссией графа Строганова и вместе с

проектом изменений в Устав гимназий и прогимназий 1864 г. пере-

дан в Государственный совет. Общественность выражала серьезную

озабоченность в связи с планами Министерства народного просвеще-

ния. В.Я. Стоюнин считал, что за ними скрывается намерение пре-

вратить классические гимназии в специально-филологические учеб-

ные заведения, а реальные гимназии понизить до уровня технических

школ. Известный педагог предлагал собственный проект семикласс-

ной реальной гимназии с общеобразовательным курсом обучения,

дающим возможность получения дальнейшего образования в специ-

альных высших школах и университете. В перечень предметов обу-

чения входили точные и естественные науки (математика, физика и

химия, естественная история, география), русский язык, два ино-

странных — французский и немецкий, чистописание, черчение и ри-

сование. Наибольшее количество часов отводилось иностранным

языкам и математике. Такие школы, по мнению педагога, могли

«образовывать граждан трудолюбивых, развитых умственно и нрав-

ственно» [22, с. 79, 80]. Однако министр Д.А. Толстой отвергал все

предложения, противоречившие его убеждениями.

В апреле 1871 г. состоялись 5 заседаний особого присутствия

Государственного совета, на которых были рассмотрены проекты

Министерства народного просвещения. В ходе обсуждения мнения

разделились. Шесть членов Особого присутствия, включая военного

министра Д.А. Милютина и бывшего министра народного просвеще-

ния А.В. Головнина, не согласились с утверждением Д.А. Толстого,

что общеобразовательными средними учебными заведениями могут

быть только классические гимназии. Д.А. Милютин и А.В. Головнин

указывали, что в Англии и Германии, на которые в качестве доказатель-

ства своей правоты ссылался Д.А. Толстой, классическую систему счи-

тают отжившей и открывают реальные гимназии на равных правах с

классическими. Д.А. Милютин отверг утверждение министра народного

просвещения о прямой связи «реализма» в обучении с материализмом и

нигилизмом. Он напомнил, что во Франции перед революцией конца

XVIII в. господствовала классическая система [12, с. 304].

Признавая необходимость создания самостоятельных средних ре-

альных учебных заведений, оппоненты Д.А. Толстого выступали за

сохранение реальных гимназий с 8-летним курсом обучения и более