Previous Page  4 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 19 Next Page
Page Background

К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева

4

Гуманитарный вестник

# 5·2016

вынесены на широкое обсуждение педагогической общественности.

Причем сменивший А.С. Норова в апреле 1858 г. на посту министра

народного просвещения Е.П. Ковалевский рекомендовал производить

«разбор проекта совершенно свободно, без всякого стеснения с чьей

бы то ни было стороны и касаться не одних только частностей, но и

целой системы образования, изложенной в проекте» [2, с. 217].

Предложения Министерства народного просвещения вызвали

множество откликов. Авторов проекта критиковали за эклектизм, от-

сутствие связи образования с жизнью, страх перед распространением

реальных знаний в русской школе. О серьезном отношении Мини-

стерства просвещения к общественному мнению свидетельствует

«Свод печатных рецензий на проект Устава низших и средних училищ»,

опубликованный в журнале министерства в 1861 г. [19, с. 149–189, 244–

310]. Важно отметить, что в «Своде» были приведены не только

положительные, но и критические отзывы. Впрочем, разногласия су-

ществовали и в Ученом комитете, и в Государственном совете. Одни

члены этих органов настаивали на сохранении классического харак-

тера гимназии, другие выступали за разделение на классические и

реальные гимназии [9, с. 53, 54].

В результате дальнейшей работы в 1862 г. Ученый комитет под-

готовил «Проект устава общеобразовательных учебных заведений».

Проект декларировал, что главной целью всех учебных заведений

является «воспитание человека», т. е. «гармоничное развитие его

нравственных, умственных и физических сил». Управление всеми

общеобразовательными учебными заведениями должно было нахо-

диться в ведении Министерства народного просвещения. Учебные

заведения делились на три разряда: народные училища, прогимназии

и гимназии. Гимназии в свою очередь делились на филологические с

изучением двух древних языков и реальные с изучением латыни.

Причем реальным гимназиям поначалу предполагалось дать числен-

ный перевес. Этот проект был подвергнут широкому обсуждению.

С ним были ознакомлены не только отечественные, но и европейские

ученые и педагоги. В министерство поступили 365 отзывов (из них

110 от университетов и педагогических советов), которые были

опубликованы в 6 томах [4, с. 435].

Как и ожидалось, в центре дискуссии вновь оказался вопрос о со-

отношении классического и реального образования. Защитники тра-

диционного классического образования были убеждены в том, что

изучение древних языков является лучшим средством приобщения к

духовным ценностям и «укрепления нравственных идеалов юноше-

ства». Главным недостатком реального образования они считали

«односторонний утилитаризм». Сторонники «реализма» были убеж-

дены, что образование не должно быть оторвано от практических по-