Previous Page  9 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 17 Next Page
Page Background

Русская национальная идея в глобализирующемся мире: перспективы эволюции

9

вызванный реформами патриарха Никона). Это порождало особый

тип духовности, предполагавший (в идеале) полное отречение от

земных благ, невозможность личного спасения за какие-либо «зем-

ные услуги» (индульгенции — в католицизме, «упорный труд» на

Земле — в протестантизме), «обостренное» чувство справедливости

как на бытовом (личном), так и на мировом, вселенском уровнях [18].

В итоге следование «своей» вере, нежелание духовных перемен, ис-

ходящих от аморального, «загнивающего», «греховного» Запада —

тоже характерные черты «пути гениальности». Русский человек от

рождения входит в своеобразный «храм духовности», которая рас-

пространена, «разлита» вокруг человека, что не может не сказаться

на его поступках [19, с. 369–373].

«Путь помешательства» — сложен, противоречив. Во многом он

выступает духовной ориентацией, противоположной «пути гениаль-

ности», доводящей до крайних пределов его положительные характе-

ристики, уводит страну, народ с пути прогрессивного общественного

развития [20]. Рассмотреть подобную тенденцию и порождаемые ею

качества в рамках одной работы невозможно. Отсюда сосредоточим-

ся на наиболее важных аспектах.

Смирение народа перед жизненными обстоятельствами, стремле-

ние к их безропотному преодолению помогает побеждать любых

агрессоров. Однако часто данное качество становится питательной

средой, на которой произрастает культ государства, а вскоре — культ

личности правителя. Поэтому победа, например, в Великой Отече-

ственной войне 1941–1945 гг. столь неоднозначно связывается в па-

мяти людей с именем И.В. Сталина.

Страх народа перед государственной машиной, неумение чинов-

ников искать общий язык с населением, надежда властителей на то,

что народ России, по выражению поэта Н.А. Некрасова, всегда «выне-

сет все и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе», оборачива-

ется, как показала история, социальными катаклизмами: восстанием

«низов» (обреченным на поражение, ибо повстанцы ищут себе «спра-

ведливую», «добрую власть») или «русским бунтом бессмысленным и

беспощадным» (как назвал А.С. Пушкин выступление крестьян под

руководством Е.И. Пугачева 1773–1775 гг.). Беда — в крайней разру-

шительности данной ментальной установки, стремлении подчас пол-

ностью уничтожить государство, кажущееся несправедливым, и даже

принять на этом пути помощь врага (вспомним хотя бы коллабораци-

онистов в СССР 1941–1942 гг.). Так что страх перед государством

оборачивается ненавистью к нему, стремлением жить по правилу

«анархия — мать порядка» или сугубо «своим» миром.