Previous Page  13 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 17 Next Page
Page Background

Русская национальная идея в глобализирующемся мире: перспективы эволюции

13

глобализации Россия не примет. «Чувство глобальности» (человече-

ство и его интересы выше моей нации) как противоречащее культу

«своего» государства может быть доведено до крайности в реализа-

ции отдельными представителями интеллигенции, даже политиче-

ской элиты, но никогда не будет принято массовым сознанием росси-

ян в целом. Желание защитить именно Отечество в случае вооружен-

ной агрессии против него выступает актуальным и для большинства

нынешних молодых россиян [23]. Это положение относится и к

мультилингвизму. Родной русский язык (несмотря на увеличивающе-

еся распространение на планете английского как средства межнацио-

нального общения) останется (опять же из-за особой духовности) для

россиян приоритетным. В целом же население РФ, идущее по путям

как «гениальности», так и «помешательства», не готово даже на мен-

тальном уровне (как индивидуального, так и массового сознания)

принять глобализацию в ее западном варианте. Будут ли изменения в

этой позиции, покажет время.

В конечных выводах авторы расходятся. К.С. Лебедев считает,

что самая страшная и деструктивная русская черта — уверенность в

особом пути страны. Она вырастает из лености созидать что-либо по

сложившимся в остальном мире критериям и судить себя самостоя-

тельно [24, с. 94–96]. Особенно сильно данная особенность русского

характера наносит урон вхождению России в единый мир будущего.

У каждой нации есть свой путь, но он не может быть отделен от об-

щемирового движения. Мир знает «ошибку веры» Германии в ее

«особый путь», предложенный нацистской идеологией, которая при-

вела в 1939–1945 гг. к самой страшной, кровопролитной войне в ис-

тории человечества. России нельзя делать то же самое.

В.А. Нехамкин полагает, что в нынешнем виде идеология глоба-

лизирующегося мира не готова принять русскую национальную идею

в силу ряда причин: 1) она насыщена сформулированными либера-

лизмом догмами; 2) считает свою мощь вечной; 3) утратила (вероятно,

не навсегда) способность

гармонично

включать в себя «чужие» (альтер-

нативные) проекты. Возможно, утрата Западом экономического, поли-

тического, военного доминирования в недалеком будущем, предсказан-

ная даже Бжезинским [7], сделает глобализацию более толерантным

(к иным мнениям, ценностным системам) процессом.

Однако, несмотря на разногласия, авторов объединяет общее

мнение о том, что России, независимо от желания ее народа и элиты,

придется взаимодействовать с глобальным миром. Для этого надо

обсуждать различные аспекты подобного процесса, включая идеоло-

гические. Возможно, когда-нибудь Европа будет простираться без

границ на пространстве от «Атлантики до Урала» (как мечталось Ш.

де Голлю) или даже до Дальнего Востока, и русская национальная

идея найдет себе место в таком глобальном мире, не жертвуя соб-

ственными позитивными качествами.