Previous Page  10 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 17 Next Page
Page Background

К.С. Лебедев, В.А. Нехамкин

10

Государственная власть действительно одерживает победы над

внешним захватчиком. Судьбы армий Карла XII, Наполеона, А. Гит-

лера, казалось бы, подтверждают эту истину. Однако цена такого

успеха всегда остается крайне высокой. Часто он достигается по при-

чине количественного превосходства над врагом, а не умения гра-

мотно воевать, которое приходит потом, после огромных потерь. В

истории последних двух столетий сложно назвать войну, к которой

Россия оказалась бы полностью готова. Народ же прощает политикам

ошибки, даже порой преступления, не стремится сменить себе элиту,

несмотря на жизненные невзгоды. Да, власть иногда благодарит

народ за «долготерпение» к ее ошибкам. Как сказал И.В. Сталин на

приеме в Кремле в честь высшего командного состава РККА 24 мая

1945 г.: «У нашего правительства было немало ошибок, были у нас

моменты отчаянного положения в 1941–1942 гг., когда наша армия

отступала... Какой-нибудь другой народ мог сказать: …мы поставим

другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит

нам покой… Но русский народ на это не пошел, …он

оказал безгранич-

ное доверие нашему правительству... Русский народ верил, терпел, вы-

жидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся».

Высокая цена успеха государства часто определяется народным

прощением элиты за ее некомпетентные действия. Эта черта мента-

литета россиян не может быть признана полностью положительной.

Поиски идеала в России тоже нередко оборачиваются своими

противоположностями. Одни «подвижники» ставят вопрос: как мож-

но понять норму, не выйдя за ее пределы, не совершив греха? И идут

до конца по данному пути, «скатываясь» до состояния полного амо-

рализма. (Классический пример — судьба сибирского старца, рели-

гиозного подвижника и одновременно авантюриста Г.Е. Распутина в

начале ХХ в.) Другие — впадают в оккультизм, язычество, стараются

вместо воспитания духа истязать тело, «плоть» (т. н. «скопцы», мно-

гочисленные сектанты и др.). Третьи (особенно чиновники) — стре-

мятся прививать «добро», «идеал» (как они его понимают) через си-

лу, принуждение, что порождает протест простых граждан.

Высокая культура подчас — дело избранных представителей эли-

ты. Большинство же населения не соблюдает базовых нравственных

норм в бытовой жизни. Высокая вера (соединяясь с анархистским

началом) порождает еретизм, стремление уйти от официальных рели-

гиозных канонов (хоть в дальний скит, хоть в грех).

Указанные черты «пути помешательства» существуют не только

по отдельности. В реальности они действуют комплексно. Эта ситуа-

ция порождает у части представителей отечественной творческой

элиты мнение об аномальности России как «зоны» проживания