Previous Page  5 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 17 Next Page
Page Background

Русская национальная идея в глобализирующемся мире: перспективы эволюции

5

сийской армии правительство РФ тоже не решилось. Так что налицо

проблемы и с третьим условием — «осмысленным и содержательным

целеполаганием», т. е. стратегией и тактикой создания такой «новой

Империи» [10]. Российская элита реагирует на угрозы национальной

безопасности ситуативно, долгосрочной «имперской» стратегии в ее

действиях пока не просматривается.

В «сухом остатке» на данный момент имеем следующее. Россия

пока не стала (ни экономически, ни территориально, ни политически,

ни идеологически) империей, подобной Российской начала ХХ в. и

уж тем более СССР. Однако РФ находится в состоянии противостоя-

ния с лидерами глобального мира (прежде всего США), которое про-

должается в разных плоскостях, аспектах (от экономических санкций

до гражданской войны на Донбассе) более полутора лет. Во многом

итог конфликта будет предрешен тем, сможет ли Россия представить

собственную национальную идею, не сводимую к либерализму, с од-

ной стороны, и анти-/альтерглобализму и исламскому фундамента-

лизму — с другой, но берущую позитивные черты имеющихся док-

трин [11]. Проблему можно поставить и иначе: надо ли РФ полностью

копировать западный либерализм как единственно «правильную» идео-

логию развития, вливаться в нее, или строить «свою» систему мировоз-

зрения, отличную от западной, или ввести в нынешнюю прозападную

идеологию глобализации (если признать, что она все-таки является

неизбежным для человечества процессом, его «столбовой дорогой»)

какую-то новую «струю», сделавшую ее приемлемой для незападных

народов? Варианты решения подобной задачи, базирующиеся, в том

числе, на методологии контрфактического исторического анализа

[12, 13], авторы (хотя и расходящиеся в конечных выводах) будут ис-

кать в работе.

Национальная идея в России рождалась долго и сложно. Существо-

вала попытка (идущая от монаха Филофея, вторая половина XV в.) рас-

сматривать страну как «Третий Рим», наследника Византии

(и Древнего Рима), но защитника славянских народов и «истинной»

(в сравнении с католицизмом) православной веры. Достижение цели

заключалось в силовом изгнании из Стамбула (бывшего Константи-

нополя) османов, создании федерации славянских народов с Россией

во главе. Однако после реформ Петра I начала XVIII в., приобщивших

Россию к Европе, Россия стала «блекнуть» (ибо политическая элита

страны стала рассматривать ее еще и прозападной державой [11]). Да и

«освобожденные» народы (подобно болгарам в 1877–1878 гг.) не спе-

шили объединяться с Россией, а то и переходили в стан ее врагов.

Подобные нестыковки теории и «геополитической практики»

привели к некоторым переоценкам ситуации. Потребовалось понять

роль России по оси «Запад (Европа) — Восток (Азия)». В итоге в

XIX–XX вв. сформировались следующие позиции: 1) Россия — часть