Previous Page  6 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 13 Next Page
Page Background

И.В. Долгова

6

Главным признаком отнесения предприятия к категории «малое»

считается число работников, а также то, что предприятие имеет бес-

цеховую структуру управления. Так, в Болгарии малым считается

предприятие с числом занятых до 50 человек, в Венгрии — не более

350 человек, в США — менее 500. Согласно российскому законода-

тельству, число занятых на малом предприятии не должно превы-

шать 100 человек в производстве и строительстве и 50 в торговле.

Во многих странах с развитой рыночной экономикой, наряду с

численностью занятых, для определения малого предприятия исполь-

зуются и другие критерии, например отраслевая принадлежность,

объем капитала или объем продаж.

В нашей стране для определения малого предприятия использу-

ются два критерия: отраслевая принадлежность и число занятых.

Ряд стран и международных организаций используют норматив-

но-количественное определение малого и среднего бизнеса. Комис-

сия Европейского сообщества, определяя вклад малых и средних

предприятий стран ЕС в валовой национальный продукт, занятость,

экспортно-импортную деятельность до недавнего времени использо-

вала в качестве критерия количество работающих: до 250 человек для

малых предприятий и до 500 человек для средних предприятий.

Однако использование только количественных критериев для от-

несения предприятий к субъектам малого бизнеса недостаточно. Да-

же российская действительность дает примеры того, как небольшие,

с точки зрения количества занятых, компании достигают годового

оборота в несколько миллионов и даже десятков миллионов долла-

ров. Это уже не малый бизнес, но имеющий по формальным крите-

риям право на предусмотренные законодательством льготы.

Поэтому одного количественного критерия недостаточно. Не

случайно вопрос определения малого предпринимательства и перио-

дической его коррекции постоянно находится в центре внимания

американских законодателей. США являются одной из стран, где

государственная политика поддержки малого бизнеса приняла актив-

ные и диверсификационные формы.

В качестве примера можно привести две федеральные програм-

мы, реализуемые Администрацией малого бизнеса (Small Business

Administration ) США, так называемые Программа 7(а) и Программа

8(а). В целом критерии «малости», т. е. возможности включения

предприятия в ту или иную программу государственной поддержки,

привязаны к стандартной промышленной классификации, которая

содержит количественные критерии предприятий различных отрас-

лей экономики. При этом для участия предприятия в Программе 7(а),

кроме соответствия его параметров кодам, необходимо, чтобы чи-

стый доход компании не превышал 2 млн долларов в год. Что касает-

ся Программы 8(а), то здесь с 1992 г. применяются 9 размерных