Previous Page  5 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 13 Next Page
Page Background

Развитие малого бизнеса в России как первоочередная задача государства

5

ства с целью создания продукта и получения прибыли, но и реализа-

ция таких форм производственного процесса, которые способствова-

ли бы развитию творческого потенциала наемного работника, его

желанию работать на общую цель предприятия. Это и достойная за-

работная плата, и участие работников в прибыли предприятия, и гор-

дость за произведенную продукцию.

Предпринимательство — не изолированное явление, оно связано

с различными сферами жизнедеятельности общества: экономической,

политической, социальной, культурной, социально-психологической.

Понятие «предпринимательство» постепенно дополнялось и совер-

шенствовалось по мере развития экономики.

Характеристика предпринимательства как вида деятельности бы-

ла бы неполной, если бы не учитывала факторы, обусловливающие

проявления этого вида деятельности. Важнейшими из них являются

экономическая свобода и самостоятельность предприятия. Экономи-

ческая свобода означает наличие определенных условий использова-

ния произведенного продукта и полученных доходов, а также обла-

дание субъектом хозяйствования совокупностью прав, которые га-

рантируют ему независимость, самостоятельность при принятии

решений по поиску и выбору вида, сферы и формы его хозяйствен-

ной деятельности. Только наличие подобных условий дает основание

говорить о полноценной предпринимательской деятельности. К их

числу относится, прежде всего, частная собственность на факторы и

результаты производства.

Сущностные характеристики предпринимательства выражаются

через экономическое обособление хозяйствующего субъекта, его са-

мостоятельность в выборе вида хозяйственной активности, позволяю-

щей наиболее эффективным образом использовать имеющиеся ресур-

сы в целях получения дохода и удовлетворения потребностей людей.

Подход к предпринимательству как особому сектору экономики,

особому экономическому, политическому и социальному мышлению

особенно актуален именно сейчас, в период утверждения России как

великой экономической и политической державы. В этой связи осо-

бое место государство отводит развитию малого бизнеса.

В настоящее время во всем мире отмечается расцвет малого биз-

неса. Сейчас он представляет самый крупный сектор экономики во

всех развитых странах. На его долю приходится 95 % предприятий, в

том числе в США — свыше 90 %, в Западной Европе — 72 %.

В большинстве стран не менее половины всех занятых работают на

мелких и мельчайших предприятиях. А для некоторых стран эта доля

значительно выше. Например, в Японии мелкие и мельчайшие фир-

мы дают работу 75 % всех занятых японцев.

Однако вопрос о том, какое предприятие считать «малым», до

сих пор находится в стадии научной разработки.