Previous Page  10 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 13 Next Page
Page Background

И.В. Долгова

10

В торговле до совершенства классическая схема франчайзинга дове-

дена, скорее всего, компанией «Бенеттон», основанной в 1965 г. и

начавшей развивать франчайзинг в 70-х гг. ХХ в.

6. Наряду с рассмотренными формами существует особая группа

мелких фирм — «дженерики», занимающиеся копированием продук-

тов компаний в различных отраслях производства.

Первоначально это явление возникло в фармацевтике, а затем

распространилось на электронику и ряд других отраслей. Характер-

ной особенностью таких предприятий является то, что товары мелких

фирм являются более дешевыми. Например, в Германии копии из-

вестных препаратов оказались вдвое дешевле оригиналов. Основную

роль в этом выполняют два фактора:

• копируя продукцию крупных компаний, малые фирмы не несут

расходы на НИОКР;

• крупные фирмы искусственно завышают цены на свою продук-

цию, а малые предприятия довольствуются низкой нормой прибыли.

Предлагая равный по действию и назначению продукт гораздо

дешевле, мелкие фирмы вытесняют крупные со значительной части

рынка. Деятельность мелких фирм «дженериков» выступает серьез-

ным ограничителем произвола в монополистическом ценообразо-

вании.

7. Особое место в малом бизнесе занимает венчурный бизнес,

представленный фирмами, занимающимися коммерческим освоени-

ем нововведений [9].

Ряд причин, в том числе переход на новые технологии, развитие

сферы услуг, новая волна научно-технических нововведений, нали-

чие «избыточного капитала», стимулировали создание рискованных

инновационных, стартовых внедренческих компаний, которые объ-

единяет одно: стремление извлечь максимум прибыли от коммерче-

ского освоения нововведения любого вида — принципиально нового

(открытие, изобретение) и модификации уже освоенного товара.

Венчурный капитал готов на любую сферу приложения, но тогда, ко-

гда есть шанс получить сверхвысокую прибыль. Примером таких

венчурных фирм, которые в последствие превратились в крупных ги-

гантов, являются корпорации Apple и Microsoft.

Несмотря на многолетний опыт, венчурная деятельность в России

еще не достигла надлежащего уровня развития. По оценке Россий-

ской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), за 10 лет вен-

чурные фонды вложили в малые и средние предприятия всего около

1,5 млрд долларов. Причем, если на долю малых высокотехнологиче-

ских фирм в мире приходится приблизительно 85 % объема средств

рискованного финансирования, то в России всего 5 % проинвестиро-

ванных предприятий можно отнести к инновационным.