1 / 13 Next Page
Information
Show Menu
1 / 13 Next Page
Page Background

Развитие малого бизнеса в России как первоочередная задача государства

1

УДК 338.2

Развитие малого бизнеса в России

как первоочередная задача государства

И.В. Долгова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия

Поднимается вопрос о таком важном секторе экономики, как малый бизнес. Из-

ложен подход к определению малого бизнеса как особого вида предприниматель-

ства и сформулирован тезис о важности малого предпринимательства в разви-

тии нового качества роста экономики России.

Ключевые слова:

предпринимательство, малый бизнес, инвестиции, акционерные

общества, франчайзинг, дженерики, венчурный бизнес, «стартовые» компании.

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпри-

нимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие

влияет на экономический рост, ускорение научно-технического про-

гресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, создание

новых дополнительных рабочих мест, т. е. решает многие насущные

экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономиче-

ски развитых странах государство оказывает большую поддержку

малому предпринимательству. Все большая часть трудоспособного

населения, стремящаяся улучшить свое финансовое положение и же-

лающая проявить свои предпринимательские способности, начинает

заниматься малым бизнесом.

В условиях кризисной ситуации, которая сложилась в последние

пять лет в мире, в том числе в России, президент Владимир Путин

поднял вопрос об импортозамещении, создании продукции отече-

ственного производства. В этой связи тема развития малого предпри-

нимательства становится как нельзя актуальной.

Германия, являясь лидером Европейского сообщества, на протя-

жении многих лет после Второй мировой войны строила свою эко-

номику, опираясь на малое предпринимательство.

Становление малого бизнеса в России — это сложный процесс, в

ходе которого возникает множество проблем, требующих решения,

так как в противном случае развитие малого бизнеса будет постоянно

наталкиваться на непреодолимые препятствия. В настоящее время

малый бизнес развивается не только в торгово-посреднической сфе-

ре, но и внедряется в производственные структуры. Если в 1993 г.

50 % зарегистрированных малых и средних предприятий еще не

начинали работу, 30 % едва сводили концы с концами, 10 % работали

нормально, всего 3–4 % процветали, 37 % из успешно действующих

предприятий малого бизнеса были связаны с теневой экономикой,