Background Image
Previous Page  9 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 11 Next Page
Page Background

Церковь и государство в правление Павла I

9

обращать в исповедание римской веры не токмо восточной Церкви,

но и других христианских законов исповедников». Согласно указу,

обращенные крестьяне посылались к подольскому архиепископу для

духовного наказания, ксендзы отсылались к суду, а Римско-като-

лическому департаменту делалось строжайшее предупреждение

«о непривлекании людей в римско-католическую веру». «Прихожа-

нам же внушить, что могут безбоязненно присоединиться к греко-

восточной Православной церкви, не опасаясь притеснения», говори-

лось в указе. Кроме того, в Римско-католический департамент был

послан указ, в котором строжайше предписано «всем под его ведом-

ством находящимся духовникам, чтобы они соображали свои дей-

ствия с постановлениями Святого Синода и под опасением строжай-

шего по законам наказания не препятствовали отнюдь переходам из

унии в господствующую веру». Кроме того, православному духовен-

ству оказывается помощь «для приведения в лучшее состояние к не-

зазорному для себя содержанию в тех местах, где священство других

исповеданий превосходные имеет выгоды» [2, № 18818]. Итак, зако-

нодательство конца XVIII в. в отношении духовенства и церкви ле-

жало в русле политики абсолютизма, направленной на усиление ее

авторитета при сохранении подчиненного положения по отношению

к государственному аппарату.

К концу века явственно обозначились недостатки реформы

1764 г.: плохое материальное положение духовенства, его низкий со-

циальный статус, подчас невысокий моральный уровень, необразо-

ванность, косность основной части духовенства. Павел I, прекрасно

понимая роль церкви в воспитании благонравия в народе, сохранения

тишины и порядка, принимает ряд законодательных актов, которыми

завершается оформление духовенства в полупривилегированное за-

мкнутое сословие, улучшается его материальное положение, одно-

временно повышаются требования к принимавшим духовный сан

(образование и моральные качества), принимаются меры по органи-

зации узкосословных учебных заведений для духовенства.

Мы можем говорить о том, что в отношении Второго сословия

проявилось общее направление социальной политики самодержавия

в конце XVIII в., характеризующееся усилением централизации, бю-

рократизации общества, созданием полицейского государства.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Вестник Европы 1867. Т. 1

. Санкт-Петербург, 1867, 696 с.

[2]

Полное собрание законов Российской империи

. Санкт-Петербург, II отде-

ление С. Е. И. В. канцелярии, 1830.

[3] Каменский А.Б.

От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века

(опыт целостного анализа).

Москва, РГГУ, 2001, 575 с.

[4] Клочков М.В.

Очерки правительственной деятельности Павла I.

Петро-

град, Сенатская типография, 1916, 631 с.