Background Image
Previous Page  6 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 11 Next Page
Page Background

И.Л. Абрамова

6

«школы для обучения христианскому закону якутского юноше-

ства».

Главная задача духовных школ, по мнению правительства, за-

ключалась не только «в насаждении в юношестве благонравия», но

и «в доставлении Церкви хороших проповедников, которые могли бы

учить народ ясно, порядочно и с приятностью» [2, № 18286].

Поэтому, если на протяжении XVIII в. указы препятствовали

проникновению в духовные училища лиц из податных сословий, то

теперь сословная замкнутость духовенства поддерживалась также за-

претом выхода из него, о чем гласил пункт 15 указа от 16 июня

1800 г.: «Отныне и впредь из семинарии для усовершенствования в

науках никого в другие училища не посылать, равно и в светские ко-

манды без ведома Священного Синода не увольнять». О том, что Па-

вел I отрицательно относился к переходу духовных лиц в светскую

службу, свидетельствует указ 27 мая 1800 г., в котором император

через митрополита Амвросия делает выговор тверскому архиерею за

увольнение 10 семинаристов в статскую службу. Резолюция царя на

указе еще более выразительна: чтоб «впредь без особого повеления...

в другие места отнюдь не поступали, о чем каждый раз Синоду меня

испрашивать». Однако Павел, законодательно запретивший исполь-

зование лиц «духовного звания для светских целей», на практике вы-

нужден был от своего запрета отступить, так как этого требовали

нужды растущего государственного аппарата, пополнение которого

за счет дворянства происходило слишком медленно. Поэтому, сохра-

нив запрет для студентов факультетов богословия и философии,

остальных, по усмотрению епархиального архиерея, разрешалось

увольнять при необходимости в светскую службу. Усиливая кон-

троль над семинаристами со стороны начальников епархий, прави-

тельство продолжало политику предыдущего времени, направленную

на превращение духовенства в «послушную полицейскую команду»

[4, с. 432].

Особенно ярко эта тенденция проявилась в законодательстве о

военном духовенстве, которое занимало особое место в структуре

государственной власти. Оно находилось в непосредственном подчи-

нении Военной коллегии через обер-священника, входившего в со-

став Синода. Инструкция обер-священнику (изданная 28 августа

1797 г.) в подавляющем числе пунктов перечисляет чисто полицей-

ские функции, среди которых главная — наблюдение за поведением

полковых священников. И только один пункт характеризует обязан-

ности обер-священника, связанные с его саном [2, № 18115]. Прави-

тельство весьма строго следило за поведением армейского духовен-

ства и подбором кандидатур на вакантные места. Еще более подчер-

кивала обособленное положение военного духовенства организация

обучения его детей. Все они, по докладу Синода, должны были обу-