Background Image
Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

И.Л. Абрамова

2

хии требовали сохранения церковной организации как важнейшей

идеологической опоры самодержавия. Неслучайно все монархи

XVII–XVIII вв., начиная с Алексея Михайловича, несмотря на мето-

дическое превращение церковной организации в подконтрольное

государству бюрократическое ведомство, а клира — в чиновников в

рясах, всегда стремились выразить свою преданность православию,

выступить в роли его защитников и покровителей.

В своем программном документе «Наказ об управлении государ-

ством», составленном в юношеские годы, цесаревич Павел подчерки-

вает, что «святость должностей делает [духовенство] столь уважения

достойно и для того заслуживает особого внимания и присмотра,

чтобы понятию о Боге учили в прямой силе, а не суеверию» [1,

с. 317].

Как и его великие предшественники Петр I и Екатерина II, Павел

Петрович отводит духовенству роль блюстителя нравственности

народной. Но действовать оно должно под контролем государства.

Эта идея претворяется на практике более чем в 100 указах, касаю-

щихся лиц духовного звания разных вероисповеданий, изданных за

неполные 5 лет правления нового императора [2].

Хорошо изученный в историографии факт участия сельского ду-

ховенства в крестьянских волнениях 1796–1798 гг. [3–8], с которыми

пришлось столкнуться императору в первые дни царствования, ви-

димо, в немалой мере послужил катализатором усиления внимания

верховной власти к положению священников.

Из 70 законодательных актов, касающихся православного клира,

большая часть посвящена улучшению его материального положения,

с одной стороны, и усилению контроля светских и духовных властей

над низшим духовенством, с другой. Нетрудно догадаться, что таким

образом правительство стремилось предотвратить участие приход-

ского священства в народных бунтах.

Ряд указов освобождал священников от налогов, увеличивал их

земельные участки, отдавал приходским церквям во владение рыбные

ловли, освобождал от уплаты налогов на содержание полиции и про-

чих повинностей. При этом обработка увеличенных наделов церквей и

монастырей возлагалась на прихожан, так как считалось, что землепа-

шество — занятие, «с духовным саном не совместимое» [2, № 17778].

Если учесть, что на время принятия этих актов пришелся наивысший

подъем крестьянских выступлений, то, возможно, предположение о

том, что это было своеобразной попыткой противопоставления сель-

ского клира и мирян-прихожан, вполне правдоподобно.

Однако на практике воплощение в жизнь положений император-

ского указа об обработке земли натолкнулось на неожиданное пре-

пятствие. После секуляризации, проведенной Екатериной II, церковь

не обладала рычагами воздействия на крестьян, способными заста-