Background Image
Previous Page  5 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 11 Next Page
Page Background

Церковь и государство в правление Павла I

5

ности клира таким путем добиться было весьма затруднительно. Цер-

ковь всячески пыталась не допустить выхода из духовного сословия.

В то же время местные власти, как видно из указов 1797–1798 гг.,

воспользовавшись повелением отсылать в военную службу предста-

вителей второго сословия, стали определять в солдаты даже стариков

и малолетних, что вызвало справедливый гнев императора, предпи-

сывавшего «негодных к службе не присылать» [2, № 18109]. Но даже

фискальные интересы отступают на второй план перед тревогой вер-

ховной власти о возможности единения сельского клира и народа,

как случилось в волнениях начала царствования. Поэтому указ

24 марта 1799 г. категорически запрещал местным властям во время

разборов «писать» детей священнослужителей в однодворческий

оклад, т. е. переводить, таким образом, на положение государствен-

ных крестьян, что неизбежно сближало бы выходцев из приходского

духовенства и крестьянство. Указ является продолжением политики

противопоставления клира и мирян, начатой еще в разгар крестьян-

ских выступлений [2, т. 25, № 18676].

Другой важной частью системы мероприятий, направленных на

«исправление» всего «духовного чина», было повышение образова-

тельного уровня духовенства. Еще по «Духовному регламенту»

Ф. Прокоповича образование объявлялось обязательным для духовен-

ства и представляло собой главную гарантию оставления детей свя-

щеннослужителей в сословии. Но, несмотря на неоднократное издание

указов, требовавших определять на церковные должности только

прошедших школьный курс, образование так и не стало до конца

XVIII в. всеобщим в среде духовенства. Одной из главных причин та-

кого состояния дел являлось крайне медленное становление самой си-

стемы духовного образования, когда из-за отсутствия во многих епар-

хиях семинарий не все дети духовенства могли в них попасть. Поэто-

му Павел I приступает к реорганизации системы духовной школы.

18 декабря 1797 г. выходит указ «О благоустройстве училищ и умно-

жении в семинариях учеников», согласно которому (помимо суще-

ствовавших в Москве и Киеве) учреждаются Духовные академии в Пе-

тербурге и Казани из бывших там семинарий, а также увеличиваются

суммы на содержание всех духовных училищ. Для улучшения органи-

зации семинарий и академий Синод запрашивает от консисторий све-

дения о состоянии зданий семинарии, штатах, порядке обучения, по-

литической надежности, образовании и положении в них учителей [2,

№ 17959, 18300, 18391, 18373, 19377].

Спустя полгода издаются правила для академий, регламентиру-

ющие порядок обучения, круг изучаемых дисциплин, программы

(в том числе и для семинарий). А еще через два года Синод докла-

дывает об устройстве новых семинарий в Калуге, Перми, Саратове,

Оренбурге и Слободской Украине, а также об открытии в Якутске