Background Image
Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Церковь и государство в правление Павла I

3

вить их обрабатывать еще и земли церковнослужителей. Поэтому

решение данной проблемы власть была вынуждена взять на себя. По-

лучает высочайшую конфирмацию доклад Синода и Сената, предла-

гающий передать церковные земли прихожанам с условием после-

дующей платы священникам натурой — хлебом, сеном, соломой и

пр. [2, № 18273, 18316, 18500, 19182, 19674]. Но, судя по появивше-

муся год спустя указу, требовавшему «дабы положение касательно

продовольствия церковно- и священнослужителей хлебным содержа-

нием в самой точности исполнено было» и возлагавшему контроль

«за исполнением сего указа» на губернаторов, выполнялся импера-

торский указ крестьянами весьма неохотно [2, № 18765].

Забота светской власти о положении духовных особ свидетель-

ствует, что к концу столетия церковь практически превратилась в со-

ставную часть бюрократического аппарата абсолютизма.

Особенно наглядно это проявилось в улучшении материального

состояния вдов и сирот священнослужителей. Впервые в практике

самодержавия верховная власть разрабатывает порядок определения

детей в духовные училища, изыскиваются средства на содержание

вдов, чему посвящен ряд указов 1797–1800 гг. [2, т. 24, № 18109,

18161, 18273, 18286, 18287].

Следуя исполнению положений своего «Наказа», император Павел

I заботится и о поднятии морального престижа духовенства, о чем

свидетельствуют несколько указов 1796–1797 гг. [2, т. 24, № 17958,

ст. 18].

Первый из них, согласно сохранившемуся в фондах Синода делу,

был подготовлен еще при Екатерине II, но смерть императрицы при-

остановила его подписание. Поданный Павлу I доклад получает вы-

сочайшую конфирмацию: совершившие уголовные преступления

священники теперь не наказываются телесно. Довод членов Синода в

пользу изменения характера наказания о том, что «чинимое... ввиду

тех прихожан, кои получают от них Святое Причастие, располагает

народные мысли к презрению священного сана» [2, № 17770, 17958,

ст. 2–5, 17, № 19479] совпадает с тезисом самого императора, провоз-

глашенного им в «Наказе».

Затем император учреждает для духовенства специальные знаки

отличия — украшенный драгоценными камнями крест, бархатную

камилавку и малиновую скуфью [2, № 17770, 17958, ст. 2–5, 17,

№ 19479], что также должно было способствовать подъему престижа

клира. В то же время эти указы наглядно демонстрируют, насколько

полно и безоговорочно Русская православная церковь к концу столе-

тия была подчинена светской власти.

Результатом участия приходского клира в волнениях помещи-

чьих крестьян стало не только усиленное внимание правительства к

нуждам низшего клира, но и усиление контроля за ним со стороны