Background Image
Previous Page  8 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 11 Next Page
Page Background

А.А. Мясников

8

образованию 4 года, в течение 5 лет обучалось 5 %, больше 5 лет —

10 %. Можно предположить, что последние получили более каче-

ственное образование, закончив, например, городское училище

(3–4-классное с шестилетним образованием) или гимназию

(7-классную с восьмилетнем образованием). Однако продолжитель-

ность времени обучения не была связана с уровнем полученного об-

разования. В учебе будущих членов партии имелись перерывы, свя-

занные в основном с бытовыми проблемами. Таким образом, на

освоение начального курса затрачивалось длительное время, что

также негативно сказывалось на качестве образования.

В одном учебном заведении учились 273 коммуниста, в двух и

более — 84. Через различные профессиональные или общественно-

политические курсы прошло 14 коммунистов. Среди таких курсов

были указаны следующие: партийно-советские, политические курсы

РККА, военные, технико-инженерные, юридические и курсы счето-

водов. Еще 9 коммунистов имели за плечами советско-партийную

школу, которая давала знания по общественно-политическим дисци-

плинам приблизительно на уровне среднего образования. Обучавши-

еся в них члены партии получали дополнительные специальные зна-

ния — минимум, необходимый для выполнения работы в партийных

и советских структурах.

Нельзя говорить о всесторонней, глубокой образованности про-

винциальных коммунистов, об их высоком уровне культуры. Речь

можно вести, скорее, об уровне образования. В массе своей они были

грамотными, но, как правило, имели образование не выше начально-

го. Хотя уровень грамотности тоже был невысоким. Автобиографии

изобиловали грамматическими ошибками, которые встречались даже

в самом слове «автобиография». Писали и «автогеографии», и «авто-

беографии», и «истории жизни», и «автобиографии жизни».

В.И. Ленину стало понятно, что «каждая кухарка» не сможет

управлять государственными делами и налаживать хозяйство даже

лучше, чем прежние господствующие классы, еще весной 1918 года,

и он выдвинул задачу привлечения к управлению специалистов, го-

товых служить советской власти [16]. Однако недоверие к беспар-

тийным специалистам и реалии гражданской войны не позволили во-

плотить эту идею в полной мере. Поэтому на первое место вышла за-

дача создания советской школы и подготовки квалифицированных

управленческих кадров.

Фактуальной основой исследования стали политические и жиз-

ненные судьбы участников социально-политической ситуации ранне-

го периода становления советской власти. Анализ показал, что 1920-е

годы являются ареной массовых политических явлений не только в

России, при этом человек, с одной стороны, представлял собой «вин-

тик» в большой государственной машине, а с другой стороны, он ак-