Background Image
Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Субъекты политических процессов в период становления советской власти

7

С процессом урбанизации был связан и огромный рост социаль-

ной мобильности, в результате которого выигрывали весьма значи-

тельные слои населения. Таким образом, укреплялась социальная ба-

за большевиков. Как писал один из иностранных специалистов, рабо-

тавших в те годы в советской России, «имелось множество

смертельных опасностей, которых не смогли миновать миллионы

людей. Но десятки миллионов... выжили и упорно работали, вооду-

шевляемые своими новыми возможностями, надеясь на лучшую

жизнь в будущем» [15]. И далее этот специалист подробно описал

конкретные биографии людей, с которыми ему пришлось столкнуть-

ся в СССР. Очень распространенным явлением был ранний уход бу-

дущих коммунистов из семьи на заработки — 128 человек, чаще в

Москву или Петроград, иногда вместе с отцом, иногда порознь, когда

отец говорил сыну: «ты направо, я налево». Возраст ухода из родного

дома колебался в пределах 10–15 лет. Встречались случаи ухода от

родителей в девятилетнем возрасте.

Следующим фактором и одним из наиболее важных аспектов в

осмыслении социально-психологического портрета «человека массы»

является культурно-образовательный уровень. Абсолютное боль-

шинство в исследованных автобиографиях провинциальных комму-

нистов составляли люди с начальным или неполным начальным об-

разованием — 340 коммунистов (82,9 %). Еще 30 человек (7,3 %) по-

стигли азы грамоты самостоятельно. Среднее, средне-специальное и

незаконченное среднее образование имели 28 человек (6,8 %), а выс-

шее лишь 12 коммунистов (2,9 %).

Судя по возрасту коммунистов, практически все они получили

начальное образование в дореволюционной России. Анализ данных

по типу учебных заведений, в которых учились члены РКП(б), дает

следующие результаты: основная масса имела за плечами народную

школу (138 человек) и сельскую земскую начальную школу (130 че-

ловек), 24 коммуниста окончили городскую начальную школу, 22 —

обучались в церковноприходском училище.

Дореволюционная начальная школа не могла дать будущим чле-

нам РКП(б) глубоких знаний, развить широкий кругозор и навыки

самостоятельного мышления. Коммунистов, получивших начальное

образование, нельзя считать образованными людьми в строгом смыс-

ле этого слова. В данном случае точнее говорить о том, что члены

партии были грамотными или полуграмотными людьми.

О наличии высшего образования в своих автобиографиях упомя-

нули 2,9 % коммунистов. На руководящие должности назначались

коммунисты, не обладающие должной профессиональной компе-

тентностью, эрудицией, а также необходимым набором знаний.

Большая часть коммунистов проходила обучение в течение 3 лет

(44 %), 23 % учились до 2 лет включительно, 17 % посвятили своему