Background Image
Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Субъекты политических процессов в период становления советской власти

3

показывает, что решил любой ценой добиться цели. Вот это и есть то

новое, небывалое: право действовать без всяких на то прав. В этом,

по его мнению, самое наглядное проявление нового поведения масс,

причина же в том, что они решили захватить руководство обществом

в свои руки, хотя руководить им они не способны [4, c. 218].

Философ определяет «человека массы» как особую популяцию,

вышедшую из подземелья, не знающую, что творится на поверхно-

сти, — истории нравов, навыка культуры. Ей чужды человеческие

качества, в том числе и инстинкт самосохранения. От неожиданного

богатства люди потеряли голову и не смогли распорядиться накоп-

ленным другими. За несколько десятилетий разорили, истощили зем-

лю. И не только: «нет такого вопроса общественной жизни, в кото-

рый он не вмешался бы, навязывая свои мнения, — он слепой и глу-

хой». Люди без души (как говорил Конфуций, «люди только с виду»)

не ведают благородства, зова совести, да и просто здравого смысла.

Потому и разрушают землю, на которой живут, отравляют воздух,

которым дышат» [4, c. 121].

Ортега-и-Гассет уверяет, масса — это «совокупность лиц, не вы-

деленных ничем» [4, c. 36], и если эта порода людей будет хозяйни-

чать в Европе, то через каких-нибудь 30 лет ее народы вернутся к

варварству: «Наш правовой строй и вся наша техника исчезнут с ли-

ца земли так же легко, как и многие достижения былых веков и куль-

тур» [4, c. 121].

«Человек массы» верит, что «он и есть государство, и стремится

под всякими предлогами пустить государственную машину в ход,

чтобы подавлять творческое меньшинство» [4, c. 231].

Генетически с «восстанием масс», с переходом от традиционного

к индустриальному, массовому обществу, с процессом модерниза-

ции, причем модернизации догоняющей, по мнению ряда исследова-

телей [5], связан и феномен тоталитаризма. Политический режим в

России, утвердившийся после революции, начал осуществлять гораз-

до более жесткий вариант форсированной модернизации, не считаясь

ни с реакцией, ни с возможностями общества. И то, что ему это уда-

лось, нельзя, очевидно, объяснить только политической волей или

широким применением насилия. И новый вариант модернизации, и

политический режим, его осуществлявший, нашли опору в опреде-

ленных механизмах массового сознания [6, 7].

Становление массового общества в России происходило одно-

временно с приходом к власти большевиков и становлением совет-

ской власти. РКП(б) стремительно превратилась из подпольной орга-

низации в массовую правящую партию. К 1921 году она насчитывала

в своих рядах уже 600 тысяч человек, а ее численность с апреля 1917

по сентябрь 1920 года выросла в 10 раз. Старая же большевистская

гвардия (т. е. вступившая до февраля 1917 года), хотя и занимала