Background Image
Previous Page  8 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 11 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

8

следуя научные революции, отмечал, что экстерналистские идеи при-

емлемы при объяснении зарождения науки, интернализм более пло-

дотворен в анализе зрелой науки. Обе парадигмы дополняют друг

друга [18].

Автор статьи придерживается концепции взаимосвязи внешних и

внутренних факторов, хотя степень их единства не нормирована,

определяется конкретно исторически. Важно, чтобы принимаемая

обществом модель науки обеспечивала развитие всего реестра фак-

торов и условий продуктивного функционирования феномена. Это

требует от разработчиков программ научного развития широкой

гуманитарной подготовки, понимания закономерностей развития

науки, ее детерминант. Важно отслеживать новые тенденции разви-

тия науки. Увеличение теоретического, методологического арсенала

науки и взаимопроникновение методов и концепций из разных от-

раслей науки требует использования методологического плюрализма.

Увеличение степени точности, доказательности позволяет более ши-

роко применять знания и усилить инновационную составляющую

науки. Рост числа междисциплинарных, комплексных исследований

усиливает зависимость науки от уровня и характера поддержки со

стороны государства и частного бизнеса. Особо отметим социально-

гуманитарную составляющую этих закономерностей: поддержка вы-

сокого уровня критичности, рефлексии, плюрализма, ценностно-

нравственной ориентации научного дискурса, коммуникации, инно-

ваций невозможна без стимуляции творческого потенциала личности

ученого, его когнитивной, нравственной ответственности.

Осуществленный анализ науки как структурированного социо-

культурного феномена и источников его развития, новизна подходов

и выделенных тенденций имеет важное практическое значение. В со-

временной России нужно научиться пользоваться всеми разработка-

ми интеллектуалов для научного и технического прорыва к седьмому

социогуманитарному технологическому уровню; необходимо задей-

ствовать все элементы науки как социального института, все внут-

ренние и внешние ресурсы. Модели развития отечественной науки

должны широко обсуждаться, проходить экспертизу, подвергаться

профессиональному отбору. Необходимо сменить сложившуюся в

последние десятилетия парадигму «образование как натаскивание на

ответы» на «образование как партнерство», ориентированное на раз-

витие мышления и интеллекта, что может стимулировать развитие

специализированной социальной страты, занимающейся наукой.

По-видимому, пришло время озадачиться проблемой формирования

«неочеловека» с обновленной духовностью и ментальностью [2,

с. 188]. Современная наука должна быть обогащена гуманитарной

составляющей, ибо потеря гуманитарной культуры — угроза нацио-

нальной безопасности.