Background Image
Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Тенденции развития науки: модели и плюрализм источников развития

7

формулируются ad hoc (к случаю), конструкции являются гипотети-

ко-дедуктивными. Внутренние законы развития знаний, логика целе-

полагания в «мире объективированного знания» — двигатель науки

по Попперу. И. Лакатос утверждал, что теоретик, предвидя опровер-

жение концепции, может искусственно его отдалять введением гипо-

тез в научно-исследовательскую программу. Методолог науки

П. Фейерабенд предложил теорию «методологического анархизма».

Процесс размножения теорий (пролиферация), рост знаний идет бла-

годаря анархистским играм ученых, которым «дозволено все». Оте-

чественные философы также обращают внимание на разнообразные

внутренние источники развития теории. В.С. Степин указывает на

роль проблемных ситуаций и научных парадоксов в формировании

оригинальных «идеализированных» объектов как внутренних факто-

ров революционного изменения содержания научного знания

[16,

с. 267–285]. В.В. Ильин пишет, что прогресс науки — это «перма-

нентное возрастание ее содержательного потенциала — инструмен-

тального, категориального, фактологического» [17, с. 309]. Отмечен-

ные концепции не вполне учитывают особенности менталитета,

складывающегося в культурах и странах на разных этапах развития

науки. Наличный духовный потенциал общества формируется отно-

сительно самостоятельно, на него влияет образ жизни и религия,

язык и письменность. Научные знания, как отражение исследуемых

объектов, несмотря на принцип объективности, содержат как элемен-

ты архетипов национального сознания, так и личной духовности,

ценностных ориентаций, мотиваций ученых к занятиям научными

проблемами. Знание, в том числе и научное, является конструкцией

ученого, это — модель объекта. Любая модель выступает как репре-

зентация объекта, зависит от понятийного аппарата, который в со-

временном мире имеет тенденцию к ускоренному обновлению, смене

смыслов и значений, значит, необходимо учитывать онтологические

и эпистемологические особенности современного языка (понятий,

символов, знаков), функционирующего в стране в исследуемую эпо-

ху. Иногда движущей силой развития науки (дисциплины, проблемы)

может оказаться вполне локальный фактор: социально-психологи-

ческий настрой коллектива или отдельного ученого, заражающего

других своим энтузиазмом, целеустремленностью, талантом. В от-

крытом обществе субъект обладает свободой выбора системы, в ко-

торой он видит возможности для творческой реализации. Высокий

уровень конкуренции в современном мире стимулирует креатив-

ность, новый тип научной мотивации, ориентацию на международное

признание. Встает вопрос о приоритетах науки, ее нравственной, ми-

ровоззренческой составляющих. Наука перестает быть достоянием

одной страны: в информационную эпоху нет своей и чужой науки,

она — международное достояние. Американский ученый Т. Кун, ис-