Background Image
Previous Page  6 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 11 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

6

сти, в противовес потребительству и меркантилизму, развитие миро-

воззренческой, гуманистической компоненты науки, приобщенность

к мировой философской мысли, содержащей в своих недрах культур-

ные уроки человечества. Можно сделать вывод: наука не только от-

носительно самостоятельна, но и относительно зависима от актуаль-

но складывающихся социокультурных аттракторов.

Противоположностью экстернализма в анализе источников раз-

вития науки является интернализм. Интерналисты абстрагируется от

контекста эпохи, времени, уровня социального развития. Он видит

источник развития внутри самой науки. Саморазвитие имманентно

науке. Состояние теории, уровень интеллекта, развитие идей, появ-

ление гипотез, база эмпирических фактов обладают способностью к

самопорождению научных знаний. К интернализму примкнули

А. Койре, Б. Рассел, П. Росси, Р. Холл. Позднее присоединились

постпозитивисты И. Лакатос, К. Поппер, П. Фейерабенд. Внутри

направления также не сложилось полного единства взглядов: суще-

ствуют эмпирическая и рационалистическая версии. Сторонники эм-

пиризма усматривают источник роста знания за счет наблюдения,

описания, измерения, открытия фактов. Примером может служить

Дж. Гершель, благодаря наблюдениям которого было зарегистриро-

вано 2 500 туманностей, 3 000 двойных звезд, выпущено 11 каталогов

звезд. Гершель придумал фотометрический метод, создал дисципли-

ну «фотографическая астрономия». Рационалистическая версия берет

начало в философии Р. Декарта: динамика знания зависит от творче-

ской природы духа, активности субъекта, созидающего и комбини-

рующего идеи на основе разума. Представителем интернализма явля-

ется отечественный ученый А. Койре [14]. Он обосновывал идею

развития картины мира в зависимости от перестройки стиля мышле-

ния, усложнения научного инструментария, аккумуляции знаний.

Рассмотрев апории Зенона, Койре убедился, что парадоксы элеатов

разрешимы с введением инфинитистской онтологии, идеи бесконеч-

ности пространства. Койре проанализировал коперниканский пере-

ворот в науке: обновление математического аппарата позволило Ко-

пернику опровергнуть модель вселенной Птолемея, развить гелио-

центризм. Койре был убежден: в истории науки существует единство

мысли, интеллекту имманентно присуще «единство человеческого

познания».

Продолжил обоснование концепции К. Поппер. Он не отрицал

вообще роли внешних факторов, однако рост и изменение содержа-

ния научного знания ученый выводил из логики и динамики самого

знания [15]. Философ на примере теории Ньютона показал: в науке

важнее не «доказать» истинность концепции, а опровергнуть (фаль-

сификация). В фундаменте наук по Попперу лежат гипотезы, истин-

ность которых доказать или опровергнуть невозможно. Гипотезы